Неудачная реформа образования

08.06.2016 07:18   -
Автор:
Провал очередной версии образовательного закона в первую очередь обеспечен бездумным копированием или клонированием социальных законов министрами-варягами. Такой аргумент, как «общеевропейский опыт», давно перестал однозначно восприниматься в украинском социуме. И в обществе и в профессиональной среде нет поддержки одного из ее наиболее резонансных новшеств — перехода к 12-летнему полному общему среднему образованию. Против этого выступает 70 % родителей и 68 % педагогов — таковы результаты опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива.
Для реализации такого новшества надо будет разработать новые программы, напечатать новые учебники, найти дополнительные средства на заработную плату учителям. В какую конкретно сумму обойдется дополнительный год — чиновники не уточняют. Кстати, именно цена введения 12-летки стала одним из аргументов, заставивших Верховную Раду в 2010 году отказаться от этой идеи.
Среди других новаций документа — разделение профессионально-технического образования на базовое и высшее, создание образовательных округов и опорных школ, внедрение специализированного образования — художественного, спортивного, военного и научного. После скандала с финансированием ПТУ, которые остались без средств к существованию, поскольку с начала этого года были переведены на содержание за счет местных бюджетов, авторы поправок к законопроекту решили «утрясти» денежные вопросы. Так, базовое профобразование будет финансироваться из областных бюджетов, а высшее профобразование — из областных бюджетов и государственной казны. Получение общего среднего образования в ПТУ будет обеспечиваться за счет субвенции из госбюджета.
Однако в целом проблема финансового обеспечения реформы остается под большим вопросом. «Отсутствие какого-либо финансово-экономического обоснования такого масштабного законопроекта вызывает большую обеспокоенность. С его принятием кардинально меняется вся структура образования на всех уровнях. Это потребует значительных объемов средств, как для разработки новых учебных программ, так и для печати новых учебников и переподготовки учителей», — говорит первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.
Украина продолжит терять ряды квалифицированной рабочей силы. «Запущенное профобразование» может быть куда страшней, чем современная вялотекущая профанация среди молодежи. Ведь предподаватели вузов с тревогой отмечают снижение общеобразовательной подготовки абитуриентов.
В пылу революционной борьбы с советским наследием реформаторы «от науки» перешли к «действиям наоборот». Возможно, некоторым горячим реформаторским головам целесообразно вспомнить, что, по мнению Маркса и Ленина, рабочая аристократия — квалифицированные рабочие — имеют привилегии перед неквалифицированными и будут прислужниками буржуазии (среднему классу), на развитие которой направлено большинство современных украинских реформ.
По мнению современных идеологов, про-западных демократических реформ, квалифицированные рабочие стали неугодны Ленину по той причине, что их труднее обмануть из-за более высокого уровня образования и доходов. По той же причине позднее злейшими врагами Ленина стала «буржуазная» интеллигенция. Люмпен-пролетариат с энтузиазмом поддержал большевиков и составил значительную часть номенклатуры и карательных органов.
Многочисленные карательные батальоны, ввергнувшие в ад гражданской войны развитое империалистическое государство, возглавляли люмпмены, вскоре сформировавшие целостный репрессивный механизм. Возглавил его Ежов — не совсем удачливый слесарь. Именно его деятельность привела к тому ужасу, который в современной Украине обобщается термином «голодомор». Так стоит ли безоглядным копированием чужих реформ окончательно разрушать систему образования в Украине. По оценкам Минфина, только на минимальное обеспечение мероприятий по выполнению закона «Об образовании» в течение двух ближайших лет необходимо 163,3 млрд грн. Но в ведомстве допускают, что «многие положения реформы не будут выполнены из-за отсутствия у государства денег».
Все предпринятые ранее попытки реформировать украинское образование закончились ничем. Вспомнить хотя бы неудачную имплементацию закона о высшем образовании, из года в год повторяющуюся ситуацию с дефицитом школьных учебников, провальную программу «Школьный автобус», передачу профтехобразования на финансирование местным бюджетам, после чего ПТУ остались без денег. Если Верховная Рада все-таки примет закон «Об образовании», не подкрепленный реальным финансированием, то старая система будет разрушена, а новая не создана из-за банального отсутствия средств. Новое «послевоенное» поколение молодых украинцев вместо про‑европейского образования рискует пополнить ряды европейских люмпменов, которыми современным радикалам просто легче управлять, ввиду их необразованности.