Одесса — Харьков — космос. Полет в одну сторону…
— Виталий Евгеньевич, — обращаюсь к директору, — биографию героя Вашего рассказа можно считать типичной? Если вообще умение летать можно назвать чем-то «типичным»?
— Да, биографию космонавта Георгия Тимофеевича Добровольского можно считать типичной для многих людей, чье детство пришлось на военные и послевоенные годы. Он пережил все невзгоды фашистской оккупации и рано повзрослел. После войны окончил училище летчиков. Служил в строевых частях на разных должностях. Вот только что постоянно отличало Добровольского даже в среде пилотов, так это неуемная страсть летать.
— А разве не одолеваемый этой страстью может стать летчиком?
— Не скажите, тут не все так просто: только за 1959 год его налет составил более 130 часов при плане в 60. Не случайно в служебной характеристике Георгия Тимофеевича появилась уникальная формулировка — «Летает с упоением». Трудно подобрать более точное слово, чтобы создать портрет этого выдающегося человека.
Георгий Тимофеевич Добровольский родился восемьдесят лет назад, 1 июня 1928 года в Одессе. По его манере держаться, разговаривать, шутить, в нем можно было сразу признать настоящего одессита. Он очень любил родной город, море и вначале мечтал стать моряком. Но его мечты, как и мечты всех советских людей, были разбиты вражеским нашествием в 1941 году.
Во время оккупации Добровольский-подросток пытался бороться с захватчиками и даже где-то раздобыл итальянский пистолет «Беретта». С этим оружием он попал в руки полицаев. Его долго избивали, пытали, грозили расстрелом, требуя признаний о связях с подпольщиками. От казни Георгия спасли только упорное молчание и юный возраст, но военно-полевой суд приговорил парня, которому не исполнилось и 16 лет, к 25 годам (!) каторжных работ. К счастью, в марте 1944 года ему удалось бежать из тюрьмы по подложным документам, а уже 10 апреля Одесса была освобождена Красной Армией.
В родном городе Георгий Тимофеевич окончил 9 классов обычной школы, а затем — Одесскую спецшколу ВВС. В 1946 году для дальнейшего обучения он был направлен в Чугуевское военное авиационное училище летчиков. Здесь Георгий освоил три типа самолетов: УТ‑2, Як‑11 и Ла‑9. Всего налетал на них 131 час и совершил 588 посадок. Уже в то время показал себя отличным пилотом и прирожденным истребителем — учебные бои с летчиками-инструкторами вел почти на равных.
В течение четырех лет молодой человек жил в Чугуеве, а значит, наведывался и в Харьков. В 1950‑м он окончил Чугуевское училище по специальности «летчик-истребитель». После служил летчиком в 965‑м истребительном авиаполку, который дислоцировался в Донбассе.
Всего через пять лет после окончания училища старшего летчика, старшего лейтенанта Добровольского назначают на должность замполита эскадрильи.

— Его талант воспитателя и организатора в сочетании с интеллигентностью, открытостью души, искрометным одесским юмором обеспечили Георгию Тимофеевичу продвижение по службе, помогали везде находить друзей. Он был всеобщим любимцем сначала в 965‑м авиаполку, а затем в 43‑м авиаполку истребителей-бомбардировщиков, в котором служил с 1960 года. После и в нем, с октября 1961‑го, Добровольский стал начальником политотдела 43‑го авиаполка и получил воинское звание майора. В том же году он заочно закончил Военно-воздушную академию.
— Ну а после полетов Юрия Гагарина и Германа Титова в 1961‑м все мечтали стать космонавтами, даже не летчики, не говоря уж о тех, кто имел такую подготовку.
— Да, не стал исключением и майор Добровольский. Он подал командованию рапорт о своем желании стать космонавтом. Этот удивительный документ заслуживает того, чтобы привести его полностью. Рапорт: «Прошу зачислить меня в школу космонавтов. Готов отдать этому делу все свои силы и знания, а если потребуется, и жизнь. Майор Добровольский. Начальник политотдела 43‑го АПИБ».
— Почти как «прошу отправить меня на фронт»…
— Дейс
твительно, тогда ситуация была сродни той, которую Вы описали знакомой фразой… После долгих медицинских «хождений по мукам» в январе 1963 года Добровольского зачислили в отряд космонавтов в составе второго набора. Через два года он завершил курс общекосмической подготовки, а потом началась непосредственная подготовка по космическим программам «Восход», «Союз», «Салют». До старта ему нужно было пройти весь тернистый путь первопроходцев космоса. А требования в то время к характеристикам, физическим и морально-психологическим данным космонавта были не просто высокими — очень жесткими. Летная, парашютная и особая физическая подготовки, регулярные медицинские обследования, барокамера, сурдокамера и центрифуга занимали все рабочее время космонавтов, и 19 апреля 1971 года состоялся запуск первой в мире орбитальной станции «Салют».
Планировалось отправить на станцию экипаж в составе А. А. Леонова, В. Н. Кубасова и П. И. Колодина. Георгий Тимофеевич Добровольский стал дублером командира основного экипажа Алексея Архиповича Леонова. Вместе с Добровольским готовились также бортинженер Владислав Николаевич Волков и инженер-исследователь Виктор Иванович Пацаев. Накануне старта первой основной экспедиции у бортинженера Кубасова после рентгенологического исследования нашли затемнение в легких. В результате за два дня до запуска прямо на космодроме Байконур основной экипаж был отстранен госкомиссией от полета и заменен дублерами. Так Добровольский, Волков и Пацаев стартовали 6 июня 1971 года на космическом корабле «Союз‑11».

— На следующий день космонавты произвели стыковку корабля с орбитальной станцией «Салют». В космосе начала действовать первая в истории пилотируемая орбитальная станция. В течение 22‑суточного полета на станции экипаж Добровольского выполнил множество научных исследований и экспериментов в астрофизике, космической биологии, космической медицине и др. Впервые с участием человека в космосе были проведены астрономические исследования при помощи миниобсерватории «Орион». Гамма-телескопом было измерено первичное космическое гамма-излучение. Исследовались также нейтронные поля, электроны космического излучения и т. д. Но в понятии «космос», я бы сказал, нужно быть очень осторожным с предсказаниями, приметами и даже поговорками.
29 июня было завершено выполнение исключительно насыщенной и многоплановой научной программы полета. Добровольский и его товарищи перенесли из станции в корабль материалы своих исследований, кино- и фотопленку, бортжурналы и некоторые приборы, заняли свои места и отстыковали «Союз‑11» от станции. Все шло по плану, но 30 июня 1971 года произошла трагедия. При возвращении корабля на Землю из-за конструктивного дефекта произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Экипаж погиб…
Георгию Тимофеевичу Добровольскому и Виктору Ивановичу Пацаеву посмертно были присвоены звания «Герой Советского Союза» и «Летчик-космонавт СССР». Посмертно они были награждены орденами Ленина. Владислава Николаевича Волкова посмертно удостоили звания дважды Героя Советского Союза. Именем Добровольского названы малая планета № 1789, кратер на Луне и судно Академии наук СССР. Еще во время полета 22 июня 1971 года он был избран почетным гражданином Южной столицы Украины, славного города Одессы. В 1977‑м он посмертно стал почетным гражданином города Ленинск (Байконур) и навечно зачислен в списки войсковой части 23300 (43‑й АПИБ).
