Оглядываясь в прошлое, мы строим будущее – газета «Харьковские известия»
С 1996 года память о Катастрофе, постигшей еврейский народ во время оккупации Харькова гитлеровцами, нашла свое отражение в первом на постсоветском пространстве музее Холокоста, основателем и директором которого является Лариса Воловик. Многие годы, вопреки всем преградам тогдашней власти (умолчание о массовом истреблении нацистами евреев, так называемой, полной зачистке, замена термина «Холокост» на обобщенное понятие «жертвы мирного населения»), она настойчиво собирала материалы, работала в архивах государственных и КГБ Харькова, Киева и других городов Украины, общалась со свидетелями еврейской Катастрофы.
— Экспозиция в музее построена так, что человек, который пришел в музей и ничего не знает о трагедии еврейского народа, сначала узнает о самом понятии, что такое Холокост — Шоа — Катастрофа, — начинает экскурсию Лариса Воловик. — Так как это музей, основа его — документы, которые рассказывают о Холокосте по странам мира, где нацистами было уничтожено более 6 млн евреев. Все это отражено в экспозиции. Затем расположены стенды, где дано документальное подтверждение Катастрофы на территории СССР и Украины, которая потеряла около 1 миллиона еврейского населения, но сейчас другая цифра — 1 млн 600 тыс. И дальше — Харьков, Дробицкий Яр. Дробицкий Яр — это трагедия харьковчан. Там было уничтожено свыше 16 тыс. человек, это по актам государственной чрезвычайной комисии.
В большом эспозиционном зале привлекает внимание выгородка комнаты с простыми, но уютными вещами: стареньким креслом, семейными фотографиями на стене, с часами, стрелки которого застыли неподвижно. Это комната, где вещи пережили своих хозяев. Настенный отрывной календать зафиксировал дату, когда хозяин навсегда ушел из дома, — 14 декабря 1941 года. Именно в этот день вышел приказ немецкого коменданта о переселении евреев Харькова в гетто.
— 24 октября 1941 года Вермахт оккупировал Харьков, а 5 декабря нацисты начали перепись населения, причем евреев записывали отдельно на желтой бумаге. В «желтых» списках Харькова было зарегистрировано 10 271 человек. В основном немощные старики, беззащитные женщины и дети, — повествует о трагическом событии Лариса Фалеевна, — все мужское население, в том числе и еврейской национальности, сражалось с нацистскими захватчиками в рядах Красной Армии. А уже 14 декабря военный комендант Альфред фон Путткамер издал приказ, который обязал евреев Харькова под угрозой расстрела в двухдневный срок переселиться в гетто на окраине города в разрушенные бараки станкостроительного завода.
Зловещее слово Холокост отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не числом убитых, а по злодейскому намерению уничтожить целый народ. Геноцид был порожден расовой теорией нацистов, которая евреев объявила «антирасой».
В Харьковском музее Холокоста во всех подробностях представлен масштаб и ужас событий еврейской Катастрофы. Обращает внимание посетителей экспозиция с плакатами, изготовленными нацистами, где идет призыв к открытой травле людей этой национальности. Не менее впечатляющими по своей жестокости и цинизму являются листовкиприказы немецкой нацистской новой власти, собранные музеем со всех городов Украины, в которых идет речь о переселении евреев в гетто, то есть в резервации.
— Зима 1941 года была снежной и морозной. Люди умирали от голода, замерзали в неотапливаемых бараках станкостроительного завода, где были выбиты окна и двери, — продолжает грустное повествование Лариса Воловик. — Харьковское гетто просуществовало три недели. Каждый день из лагеря выводили группы по 250—300 человек, которые направлялись на расстрел в Дробицкий Яр.
Институт Яд Вашем (дословно «Память и имя») в Иерусалиме ведет активную работу по увековечению имен евреев, погибших и выживших во время Холокоста. Институт присваивает высокое звание «Праведник народов мира» людям, которые, рискуя собственной жизнью и благополучием своей семьи, прятали обреченных.
— Этим людям, кроме звания «Праведник мира», дается именная медаль и диплом, — рассказывает директор музея Холокоста в Харькове. — Я всегда говорю, что праведники мира — это люди высочайшего мужества и благородной души. В городе и области насчитывается около 100 «Праведников народов мира», на данный момент в живых остался только один. Но мы о них помним и рассказываем посетителям истории спасения. В экспозиции фотографии спасателей и спасенных расположены рядом.
Дробицкий Яр в 9 котлованах-могилах похоронил не только тела людей, но и человеческие надежды, человеческие мечты, человеческие стремления. Без малого за 80 лет земля просела и овраги стали частью живописного ландшафта. Но нельзя забывать, что каждый хрупкий цветок, проросший здесь по весне, — это слеза невинно убитого, который, в понимании фашистов, имел единственное преступление — родился евреем.
— Более 20 лет мы по крупицам собираем историю еврейского народа, пытаемся в экспозиях отразить его традиции, передать быт того времени, — делится наработками хозяйка музея Холокоста Лариса Воловик. — В данный момент в одном из залов музея расположена выставка фотографий из репродукций картин известных художников, которая знакомит посетителей с профессиями, наиболее распространенными в довоенное время среди еврейского населения (портной, часовщик, каменщик, водонос). Фотографии дополнены колоритными раритетными предметами, относящимися к отдельным профессиям и быту того времени. Чем больше проходит времени, казалось бы, мы отдаляемся от этого страшного события, но люди хотят знать свое прошлое. И это правильно. Оглядываясь в прошлое, мы строим будущее.
Музей Холокоста включает в себя не только сам музей, но и научно-просветительный центр «Ами», который проводит презентации и встречи с художниками и авторами книг, работающими над темой Холокоста, организует тематические вечера, лекции, конференции и выставки.
Чтобы получить полное представление о музее и о Холокосте еврейского народа, музей обязательно надо посетить и в первую очередь — подрастающему поколению. Повторю слова директора Харьковского музея Холокоста Ларисы Воловик: «Оглядываясь в прошлое, мы строим будущее…»