Он не вернулся из боя

10.08.2012 10:23   -
Автор:

Известно, что Петр Кучеренко — наш земляк. Он родился на хуторе Мануйлы Харьковской области. Окончил сельхозинститут и по путевке комсомола был направлен в Чугуевское летное училище, по окончании которого стал инструктором этого же училища и обучал курсантов. Здесь он познакомился и подружился с Иваном Кожедубом — будущим трижды Героем Советского Союза, одним из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны. Впоследствии в своих мемуарах «Служу Родине» Иван Кожедуб вспоминает: «Петр Кучеренко — высокий и красивый летчик. Он спокойный, выдержанный, скромный. Говорит с расстановкой, следит за каждым своим движением».

Прославленный ас также рассказывает о том, как в феврале 1943 года их провожали на фронт семья Кучеренко — жена с дочерью — и товарищи. Тогда Петр Кучеренко сказал дочери: «Ну, расти, дочка, да отца не забывай».
Служить друзьям выпало в разных частях. 4 августа 1943 года началось наступление Степного фронта в Харьковском направлении. П. Кучеренко участвовал в боях за освобождение Харьковщины. К этому времени на его боевом счету было уже 16 (!) сбитых фашистских самолетов.
«В жаркие июльские и августовские бои за Белгород и Харьков, когда от жары запекались губы, а волосы были мокрые от пота, старший лейтенант Кучеренко не возвращался без победы. Товарищи учились у него этому мастерству», — напишет потом командир полка Е. Мухортов в письме жене Кучеренко.
Как отмечают военные историки, 10 августа 1943 года считается переломным днем в боях за освобождение Харьковщины. Этот же день отмечен во многих документах небывалыми по напряжению воздушными боями. В этот день эскадрилья старшего лейтенанта Кучеренко в составе 10 самолетов находилась в воздухе. Вместе с ним были его боевые товарищи: Артамонов Н. С., Ольховский Н. И., Метик В. А., Кононенко Н. Н., Борисенко Ф. К., Добродецкий А. В., Валуев В. В., Шнырин А. В., Жуков Г. И.
Завязался жаркий бой. «Десять наших отважных соколов дрались с 80 фашистскими стервятниками. Десять отважных водил в бой ваш муж. В этом жарком бою за Харьков нашими соколами сбито 22 фашистских крестоносца. За личное мужест-во, умение организовать воздушный бой, за дисциплину и хорошее воспитание подчиненных… старший лейтенант Кучеренко П. М. представлен к званию Героя Советского Союза. Но 11 августа он не вернулся из боя», — это снова из письма его командира Е. Мухортова.
К сожалению, 10 августа героически погибли летчики эскадрильи Кучеренко — Борисенко Ф. К., Добродецкий А. В., Валуев В. В. и Шнырин А. В.
Благодаря книге М. Ю. Быкова «Победы сталинских соколов» удалось установить, как воевал отважный ас.
№ п /  п Дата Сбитые самолеты Место воздушного боя (одержанной победы) Свой самолет
1 07.07.1943 г. 1 Ju-87 Стрелецкое Ла-5
2 08.07.1943 г. 1 Ме-109 Быковка Ла-5
3 25.07.1943 г. 1 FW-189юго — вост. Томаровка Ла-5
4 29.07.1943 г. 1 FW-189 Бродок Ла-5
5 01.08.1943 г. 1 FW-189зап. Соломино Ла-5
6 02.08.1943 г. 1 FW-189 Нижний Ольшанец Ла-5
7 04.08.1943 г. 1 FW-189 (в группе — 1 / 3)Салтыково Ла-5
8 06.08.1943 г. 1 Ме-109 Бессоновка Ла-5
9 08.08.1943 г. 1 Ме-109 юж. Журавлевка Ла-5
10 08.08.1943 г. 1 Ме-109 юж. Микояновка Ла-5
11 10.08.1943 г. 1 Ме-109 юж. Дергачи Ла-5
12 10.08.1943 г. 1 Ju-88 зап. Липцы Ла-5
13 10.08.1943 г. 1 Ме-109 Русские Тишки Ла-5
14 10.08.1943 г. 4 Ju-88 (в группе — 4 / 8)Липцы — Дергачи Ла-5
15 10.08.1943 г. 4 Ме-109 (в группе — 4 / 8)Липцы — Дергачи Ла-5
Итак, всего на счету Петра Кучеренко сбитых самолетов — 12 лично и 9 в группе с товарищами. Обращает на себя внимание тот факт, что летчик-ас сбивал самолеты врага практически каждый день.
В редакцию «Харьковских известий» обратились представители городского совета ветеранов войны, чтобы совместными усилиями отыскать хоть какую-то информацию о летчике-асе, имя которого незаслуженно забыто. Часть материалов о Петре Кучеренко предоставлены председателем первичной ветеранской организации Фрунзенского района Галиной Шашковой и взяты из материалов общественного корреспондента, как он себя называет, Михаила Пастухова.
А 21 победу он одержал в период с 7 июля по 10 августа 1943 года — такой скорострельности мог бы позавидовать любой летчик-истребитель Второй мировой войны, даже хваленые немецкие асы начального периода войны.
Впрочем, в представленной таблице есть данные, требующие уточнения. Немецкий самолет FW-189, прозванный среди солдат «рамой», — это самолет-разведчик, корректировщик огня. Сбить его, из-за уникальной маневренности самолета, считалось почетным у летчиков-истребителей. А тут сразу 5 «рам». Их просто столько не встречалось на одном участке фронта. Возможно, это опечатка, и Кучеренко сбивал FW-190 – новый в 1943 году немецкий истребитель, появившийся на Восточном фронте и по некоторым характеристикам даже превосходивший наш Ла-5. Но тем почетнее победы нашего аса.
Петр Кучеренко побеждал так стремительно, что командование не успело заполнить на него ни одного наградного листа — до того жарким было время. Это же подтверждает и большое количество коллективных побед. В суматохе воздушного боя некогда было разбирать, от чьей именно очереди загорелся и рухнул на землю фашистский самолет. Главное — он был уничтожен. Поэтому победу записывали на всех участников боя.
Также позволим себе предположить, почему П. Кучеренко удавалась такая результативность. Как и его друг И. Кожедуб, он был летчиком-инструктором, то есть прекрасно пилотировал. Летно-технические характеристики нового по тому времени самолета Ла-5, особенно в модификации Ла-5ФН, имевшего на вооружении 2–4 пушки, позволяли на скорости врываться в строй немецких самолетов, маневрировать среди них на вертикальных виражах и сбивать их с близкой дистанции огнем 20‑миллиметровых авиационных пушек. Это не 7,62‑миллиметровые и даже не 12,7‑миллиметровые пулеметы первых моделей «Яков». От пушек «фоккеров» и «мессеров» не могла спасти никакая броня. По крайней мере так воевал Иван Кожедуб.
Но 11 августа 1943 года Петр Кучеренко не вернулся из боя. Ему было всего 29 лет.
* * *
Городской совет ветеранов войны обращается с убедительной просьбой ко всем, кто лично или по рассказам друзей или родственников мог знать отважного летчика-истребителя Петра Кучеренко и смог бы рассказать о его боевом пути и, возможно, о том, как погиб герой или как сложилась его судьба в дальнейшем. Ведь до сих пор в архивных документах он значится как пропавший без вести.
Телефон горсовета ветеранов войны — 715-72-15.

Справка:

Летчик Петр Кучеренко родился в 1914 году.
С мая 1943 года лейтенант П. М. Кучеренко в действующей армии. По июнь 1943 года служил в составе 240‑го ИАП; по август 1943 года — в 297‑м ИАП. Летал на истребителе Ла-5.
11 августа 1943 года старший лейтенант П. М. Кучеренко не вернулся из очередного боевого вылета. До сих пор числится пропавшим без вести.