О каждом из погибших можно рассказать очень много, это были люди, составившие цвет авиационной промышленности Украины и России. Сегодня рассказ об одном из пассажиров того злополучного рейса, о Вячеславе Самуиловиче Савине. А кто может лучше всех рассказать о человеке? Конечно, тот, кто «болел» вместе с ним одним делом: историей авиации. И в этом смысле лучшего рассказчика, чем директор Музея-квартиры семьи Гризодубовых Виталия Власко, не найти.
— Да, я знал Савина лично. В какой-то степени он был моим коллегой как историк авиации, писатель и журналист. Близким другом Вячеслава Самуиловича себя, пожалуй, не назову, но то, что мы достаточно часто общались по вопросам истории, документального кино, журналистской и писательской деятельности, — это точно. И главное, что привлекало меня в нем как в неутомимом искателе, – его старание писать правдивую историю не только об авиации.
«Я познакомился с журналистским творчеством Вячеслава Самуиловича, еще служа в армии весьма далеко от Харькова, — начал свое повествование Виталий Власко. — В советских авиационных журналах конца 70‑х годов начали появляться статьи о самолетах Калинина, Немана, Бенинга и других конструкторов. Нет, они были и раньше, но именно в это время различные печатные издания все чаще стали рассказывать о малоизвестных тогда авиационных конструкциях ХАЗа и ХАИ. А стояла под этими статьями одна подпись «В. Савин». Причем публикации эти печатали не только популярные авиационные журналы, но и такие журналы, как «Моделист-конструктор», «Техника — молодежи», «Наука и жизнь», украинские «Знання та праця», «Наука i суспiльство» и др. Научные статьи Савина печатали в сборниках Института истории естествознания и техники под рубрикой «Из истории авиации и космонавтики», на которые ссылались и иностранные историки авиации, такие как Вацлав Немечек, Карл Геуст и др. Количество же газетных публикаций сосчитать невозможно, несмотря на то что к нам в музей попал практически весь печатный и рукописный архив Савина. Разобрать, классифицировать, а тем более зарегистрировать его в одночасье невозможно, но работа в этом направлении нашим коллективом ведется. Правда, времени потребуется немало, ведь Вячеслав Самуилович собирал документы длительное время, обрабатывал собранные материалы, писал статьи и отправлял их в различные печатные издания. Но будем надеяться, что большая часть из них была напечатана в журналах и газетах. Однако бывали и такие случаи: в 1989 году при ХГАПП вышла из печати небольшая брошюрка — «Пассажирский самолет К-1». К сожалению, она так и осталась в единственном варианте. На мой вопрос «А будет ли продолжение в дальнейшем?» Вячеслав ответил, что все остальное в последующих книгах…
Вячеслав Самуилович Шнитман (Савин), доктор философии, действительный член аэрокосмической академии Украины, родился в Харькове, в трудовой семье 21 октября 1951 года. Его детство и юность прошли на Коцарской улице, где жили родители. Он рано заинтересовался техникой, его влекла авиация, с которой он и связал свою жизнь. Но так уж у многих складывается: к мечте не всегда лежит прямая дорога, к ней нужно идти непроторенными путями через дебри жизненных завалов и лабиринт путаных тропинок, прежде чем стать тем, кем хочется. Так, сначала Вячеслав отслужил в армии, потом окончил Харьковский политехнический институт (1978), затем некоторое время работал в системе охранной сигнализации и только после этого с успехом окончил Харьковский авиационный институт (1987). С 1984 года работал на Харьковском авиационном заводе, сначала инженером-конструктором, затем инженером-технологом, с 1986-го — инженером в лаборатории передового производственного опыта, в 1989-м получил должность заместителя начальника лаборатории, а в 1990-м стал заместителем директора отраслевого научно-творческого центра «Авиафильм». В 1998 году коллектив избрал его директором этого центра. Как видите, он упорно шел к своей цели, а цель была одна — заниматься историей авиации. Не всем суждено стать главными конструкторами или директорами предприятий, но можно, как говорится, поменять мечту, что, наверное, и сделал Вячеслав. Имея два инженерных диплома, он стал популяризатором той отрасли, которая его влекла с детства.
В 1994 году из печати вышла книга Савина под интересным названием «Планета «Константин», и широкая общественность впервые узнала имя нового историка отечественной авиации, в кругу историков техники его имя уже было хорошо известно. Его выступления на заседаниях секции историков авиации Института истории естествознания и техники привлекали внимание знатоков и любителей этой темы, а публикации в специализированных и популярных журналах становились предметом обсуждения, источником знаний в данной области. Савин проделал титаническую работу по сбору, обработке и обобщению архивных материалов, их систематизации и осмыслению событий минувших лет. Добавлю, что это мог сделать только человек сильный духом, увлеченный и преданный авиации. Многолетний труд по сбору материалов о жизни и творчестве видного отечественного авиаконструктора Константина Калинина вылился в поистине замечательную биографическую книгу, достойную быть представленной в серии ЖЗЛ, но, к сожалению, редакторы этого цикла обошли ее своим вниманием. Но сейчас не могу не поделиться интересной историей с названием книги.
* * *
В 1990 году Международный планетный центр «Смитсониевская астрофизическая обсерватория в США» утвердил для вновь открытой малой планеты № 3347 название «Константин». В тексте официального сообщения говорилось: «Название дано в честь Константина Калинина (1889–1938), выдающегося летчика и талантливого авиационного конструктора, который разработал ряд аэропланов разных типов, один из которых был удостоен золотой медали на Международной авиационной выставке в Берлине в 1928 году». Такое название небесному телу по праву первооткрывателя дала астроном Крымской астрофизической обсерватории Тамара Смирнова. В предисловии Савин записал: «История этой пока еще мало изученной планеты, носящей имя «Константин», чем-то напоминает судьбу конструктора Калинина. Планета не столь огромна, как Юпитер или Сатурн, но все же является полноправной частицей Солнечной системы, так и творчество Калинина стало неотъемлемой составной частью нашей истории, и без его имени биография отечественной авиации не может быть полной».
Само название привлекло внимание читателей, а уж содержание книги просто захватывает дух, когда окунаешься в атмосферу творчества, борьбы передовых идей с чиновничьей косностью, бездарностью и откровенным противодействием. Как писатель и исследователь Савин одним из первых рассказал о годах голодомора на Харьковщине, о сложной обстановке в обществе, сопутствовавшей периоду строительства первых самолетов конструкции Калинина, и о печальной судьбе этого выдающегося конструктора, погибшего в результате репрессий.
* * *
Вторая книга Вячеслава Савина «Авиация в Украине. Очерки истории» стала наиболее полным собранием очерков по истории отечественного самолетостроения и авиации. Она посвящена развитию авиационной науки и техники в Украине с первых дней появления летательных аппаратов — аэростатов, дирижаблей, планеров, самолетов, вертолетов, возникновения первых общественных и государственных авиационных организаций вплоть до нашего времени. Это первое издание такого рода, в нем автор приводит описания, фотографии и чертежи большинства самолетов, вертолетов и планеров, спроектированных, построенных или летавших в Украине до 1991 года. Появлению данной книги (1995) предшествовала двадцатилетняя работа.
Сегодня у нас в музее хранится архив Савина, переданный его вдовой. Изучая его, я увидел, какую переписку вел он, сколько выдающихся, знаменитых и просто замечательных людей откликнулись своими воспоминаниями на его просьбы о помощи при работе, по сбору и обобщению материалов по истории авиации, которая затем и вылилась в большой систематизированный труд. Уже эти две книги выдвинули Савина в число видных историков авиации в Украине и России.
Большая и трудоемкая работа была проделана им и по воссозданию истории ХАЗа. На эту тему он стал соавтором двух книг — «Харьковскому авиационному — 60 лет» и «Первые среди первых. Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие — 75 лет». Эти книги вышли соответственно в 1986 и в 2001 годах. И если в первой книге он был одним из авторов, то автором проекта второй книги стал именно Савин — к тому времени уже достаточно опытный человек, претворивший в жизнь несколько солидных книгоиздательских и кинопроектов.
* * *
Отдельная страница в творческой биографии Савина — работа в студии «Авиафильм», которую он возглавлял до последних своих дней. «Авиафильм» был обязательным участником практически всех мировых аэрокосмических форумов, выставок военного оборудования и техники, обеспечивал потребности десятков занятых этой проблемой предприятий Украины и России. Директор студии не только возглавлял ее, но и был генератором творческих идей коллектива, который готовил фильмы по заказу самого предприятия. На авиазаводе не проходило ни одного торжественного или делового собрания, технической или профсоюзной конференции, где бы ни демонстрировались фильмы студии «Авиафильм». Проблемы авиастроения, учебные программы, съемки на всех авиасалонах и шоу — сюжеты видеостудии появлялись практически в каждом выпуске московского телевизионного авиакосмического салона. Одна из его последних работ на тот момент — «Воздушный дивертисмент» о пилотах-виртуозах, шоумэнах от авиации. А по каналам харьковского телевидения в конце 90‑х годов демонстрировался цикл передач об истории советской и мировой авиации, создателем и ведущим которого был Вячеслав Савин. Благодаря его знаниям и неисчерпаемой энергии были подготовлены и вышли на экран сериалы «Небо 20-го века» об истории мировой авиации и «Красные звезды» — развернутая картина становления и роста отечественной авиации. Он собирался продолжить этот цикл. Не успел…
Одной из главных заслуг Савина и гордостью «Авиафильма» остается по крупицам собранный им за долгие годы громадный киноархив по истории авиации. К сожалению, после его ухода из жизни, а в той авиакатастрофе погиб и оператор-постановщик Михаил Земляной, работа студии сократилась в связи с внутренними реорганизациями…».
Но никакие реорганизации не помешают чтить память Вячеслава Савина — историка авиации, которую он любил и которой отдал большую часть своей жизни, трагически обо-рвавшейся в небе далекого Ирана. Харьков и Украина потеряли в его лице одного из ведущих историков авиации. Да, ему на смену придут другие, небезразличные к ней исследователи, но пока замены ему не видно. Он много раз держал в руках штурвал самолета и как летчик ушел в небо навсегда. Только каждый человек оставляет след на Земле своими делами. Память о нашем земляке Вячеславе Самуиловиче Савине живет в его книгах и фильмах. О нем помнят люди, с которыми он дружил, работал, общался. Он надолго останется в памяти читателей, любителей истории авиации и родного края.