Сегодня школу для малыша выбирают едва ли не тщательнее, чем вуз для абитуриента. И неудивительно. Ведь, помимо общеобразовательных учебных заведений, куда можно попасть по месту жительства, существуют так называемые «школы нового типа»: гимназии, лицеи и специализированные школы.
Согласно п. 1. ст. 4 Закона Украины «О дошкольном образовании», кроме обязательного дошкольного образования, другой подготовки к обучению в первом классе не предполагается. Однако, если заниматься с чадом было некому, а стишки и считалочки в детском саду оставляли желать лучшего, родителям стоит обратить внимание на центры раннего развития и подготовительные курсы.
Учимся писать… перебирая горох
Разные школы выдвигают разные требования при поступлении. «Наши курсы в подготовке ориентируются на «требовательные» школы, — рассказала преподаватель подготовительной школы «Джерельце» Людмила Перетяга. — Собеседования в школах в основном выявляют, готов ли ребенок к систематическому обучению. Проверяются память, внимание, знания об окружающем мире, грамота, математика, мелкая моторика руки (графический диктант), отношение к школе. Я — за единые требования, которые должны быть представлены на сайте школ, чтобы родители заранее знали, к чему готовиться».
Дошкольное отделение подготовительных курсов содержит 2 блока: 1) всестороннее развитие детей и 2) занятия музыкой.
Всестороннее развитие — это обучение грамоте (основы чтения и письма), математике (логика, счет, элементарные математические задачи, геометрические фигуры, ориентация в пространстве, развитие памяти, мышления, отгадывание загадок), грамотной речи (артикуляционная гимнастика: работа над силой голоса, интонацией; заучивание стихов, расширение словаря, умение пересказывать, придумывать небольшие рассказы), развитие мелкой моторики руки (упражнения с тренажерами, массажерами, сортировка гороха, фасоли, застегивание пуговиц). Проводятся обучающие игры, которые связаны с темой урока.
Музыка снимает эмоциональное напряжение (взбадривает одних малышей и успокаивает других) и развивает слуховое внимание.
Программой предусмотрены занятия для детей с 4 лет (2 года обучения) и с 5 лет (год обучения). Но в разных центрах это индивидуально. Группы, как правило, малочисленные и формируются согласно возрасту ребенка.
«Родители могут нанять репетитора, но такой вариант проигрывает школам раннего развития, так как у ребенка не развивается дух соперничества, — отметила преподаватель. — Бывает, что родители сами занимаются воспитанием чада, чем иногда вредят ему стремлением добиться совершенства, неправильным обучением или раздраженным отношением после тяжелого рабочего дня. Тем, кто решил готовить дошкольника самостоятельно, психологи советуют заниматься не больше 20 минут в день».
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, уловить связи между явлениями (аналитическое мышление), умение воспроизводить образец, зрительно‑моторная координация и развитая речь ребенка.
Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.
Преимущества спешколы: конкурсный отбор стимулирует дух соперничества и позволяет подобрать одинаково хорошо подготовленных детей.
Как определить зрелость дошкольника?
Первое, что формируется в дошкольном возрасте, — это игра. Именно зрелость игры определяет, может ли ребенок перейти к более сложной деятельности — учебе (другими словами, наигрался ли он настолько, чтобы начать учиться).
По словам Людмилы Перетяги, зрелый дошкольник уже не играет игрушками, просто манипулируя ими. Для игры ему нужны другие люди, играющие определенные роли, и правила. При изобретении игр необходимо элементарное образное мышление, а для ролевых игр — хорошо развитое воображение, что также понадобится в начале обучения. Действительно, для того, чтобы понять абстрактное понятие числа, нужно представить себе соответствующее количество предметов.
Еще один важный параметр дошкольной зрелости — это степень развития произвольности, которая тоже зарождается в игре. Ребенок, который не приучен к тому, что нужно следовать определенным правилам в играх, очень тяжело привыкает к правилам школьным. А «школьная» произвольность, кроме следования требованиям учителя, требует умения проверять свою работу. Низкий уровень развития произвольности дает основания для индивидуального графика обучения, специальных упражнений и контроля за выполнением домашних заданий.
Спецшкола: углубленные знания или однобокое обучение?
«Зачисление в специализированные школы проходит на конкурсной основе, что предполагает 30‑минутное собеседование с ребенком, — рассказала директор Харьковской специализированной школы № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Светлана Проценко. — Это не тестирование, так как тесты предполагают определенный уровень подготовки. Вступительное собеседование, на котором присутствуют педагог, психолог и родители будущих первоклассников, содержит такой подбор диагностических заданий, которые позволяют выявить, насколько ребенок в принципе готов к школе. Мы, как школа с углубленным изучением математики и иностранных языков, также смотрим на способности к изучению иностранного языка — проверяем фонематический слух (как ребенок слышит звуки), словарный запас родного языка, мелкую моторику руки, чтобы ум и рука развивались параллельно, тогда ребенок будет успевать излагать свои мысли».
Вопросы типа «как тебя зовут?», «где ты живешь?» задаются на собеседовании, чтобы расположить ребенка, но это не часть собеседования. «Поскольку родители имеют право присутствовать на собеседовании, мы просим их не волноваться и не вмешиваться в ответы ребенка».
Перед собеседованием родители также должны заполнить заявление на участие в нем с указанием, в какой класс хотят отдать чадо.
«В нашей младшей школе 2 типа классов: традиционные и классы проекта «Интеллект Украины», открытые 2 года назад. Последние требуют от детей больше знаний и навыков: кроме проверки логики, памяти и мышления ребенок уже должен уметь читать (техника чтения — 15 слов в минуту)».
В 90 % случаев собеседования проходят успешно. Но для оставшихся 10 % тоже не все потеряно. На базе школы работает арендное лицензированное предприятие Школа раннего развития, где малышей готовят к первому классу за год до начала обучения. Параллельно с занятиями будущие первоклашки знакомятся со школьным укладом: узнают, что такое школьный урок, как выглядит класс.
«Бывает, что ребенок не поступает к нам и после окончания курсов, но не стоит его терроризировать. Нагрузки ведь со временем не уменьшаются, даже несмотря на то, что в первых классах нет домашних заданий». Следует отметить, что ответственные родители сами закрепляют с ребенком школьный материал. Для того чтобы облегчить первоклашкам жизнь, с середины февраля во многих школах города ввели дополнительные каникулы.
Психологи отмечают, что перед зачислением в спецшколу важно обратить внимание на склонности ребенка. Главная задача родителя: не отбить у ребенка желания учиться. «Если, например, у мамы с папой математическое или историческое образование, в ребенке они видят математика или историка, и у ребенка склонности к этим наукам, то почему бы и нет, — подчеркнула психолог Татьяна Леонтюк. — Если же ребенок самый обычный, а у родителей идея-фикс сделать из него, например, художника, притом что карлючки чада не отличаются от художеств других детей, то это только в минус.
В специализированных школах образование часто однобокое, и в будущем у ребенка сужается возможность выбора при поступлении в вуз. К тому же, в «школах нового типа» требуются двойные, тройные усилия. Нужно спросить себя: готов ли мой ребенок к нагрузке и готов ли я, родитель, постоянно ему помогать. При обучении в обычной общеобразовательной школе зацикленности на одном предмете не будет. Тем более что сегодня общеобразовательные учебные заведения не уступают специализированным. Нужно смотреть на преподавательский состав, выпускников, их достижения».
Сегодня в Харькове работают языковые, физико‑математические, юридические, экономические, художественно-эстетические, гуманитарные специализированные школы. «Родителям следует быть осторожными с гуманитарными школами, так как в них нечто неконкретное могут выдавать за глобальную идею, например идея развития личности. В этом случае ребенок не получает конкретных знаний. К сожалению, иногда не обходится без денежных вкладов со стороны родителей, без вопросов: нужна ли ребенку специализированная школа или нет».
Преимущества общеобразовательных школ: нагрузка подходит любому ребенку, нет зацикленности на одном предмете, так как на все дисциплины выделяется примерно одинаковое количество часов.
Школа во дворе
«Лучшая школа — та, которая во дворе дома, — отметила завуч младших классов Харьковской общеобразовательной школы № 51 Елена Дементьева. — Дети вместе учатся, вместе отдыхают. Так рождается дружба на всю жизнь. К тому же родителям не нужно тратить время на то, чтобы отвезти и забрать ребенка из школы».
За год до начала учебы, 1 октября, мамы и папы приходят записывать малышей в первый класс. А если возникают вопросы, родители могут прийти на прием к директору. Такие приемы традиционно устраивают по средам.
«У нас общеобразовательная школа, поэтому тестирования проводить мы не имеем права, — рассказала директор школы № 51 Елена Горкунова. — Мы берем всех, чьи родители подали документы. По их просьбе мы можем предоставить консультацию психолога, чтобы определить, готов ли ребенок к школе эмоционально, готов ли учиться, отойти от мамы, общаться с незнакомыми людьми. Наш психолог не сторонник обучения детей с 6 лет, так как они физически не готовы». Чтение, счет, письмо не проверяются, так как этому должны учить в первом классе. «В этом и заключается проблема общеобразовательных школ: все дети разношерстные, многие из них не тянут школьную нагрузку, — подчеркнула Елена Горкунова. — Кроме того, многие сегодняшние родители безработные, тревожные. Это состояние передается детям, среди которых есть ребята, не ориентированные на учебу из-за семейных проблем».
«Мне кажется, преимущество школ нового типа — право отбора детей, — отметила директор. — Однако сейчас это не показатель, там тоже учатся всякие. Лучше ли спецшколы? Конечно, по специализированным предметам эти школы просто обязаны давать результат. А в остальном разницы обучения в первом классе общеобразовательной и спецализированной школ я не вижу. По новым стандартам с 5‑го класса в любой школе введен второй иностранный язык, информатика. Вообще, все зависит от учителя. У нас учительский потенциал хороший».
Справка. В Харькове работают 208 образовательных учебных учреждений разных типов и форм собственности, из которых 34 специализированные школы (из них 1 частная); 14 лицеев (из них 4 частных), 23 гимназии, 22 учебно-воспитательных комплекса (из них 2 ведомственных и 12 частных), 5 вечерних (сменных) школ, 109 общеобразовательных школ (из них 2 частные), 1 школа-интернат, в которых обучаются 106 167 детей.