Почему пользователи YouTube едят капсулы для стирки, а пончики кидают в машинку

23.01.2018 17:16   -
Автор:
В начале XX века была популярна косметика и лекарства на основе радиоактивных элементов — в Париже даже работала сеть Tho-radia, продававшая пудры и кремы на основе радия и тория. Но тогда их влияние на здоровье было малоизучено: открытие радиоактивности случилось относительно недавно, никто не знал, что радий нельзя есть или намазывать на кожу. Cинтетические стиральные порошки разработали почти 100 лет назад, но ими все еще пытаются питаться, и не всегда в шутку.
Согласно авторитетному ресурсу Know Your Meme, корни этого безумия уходят еще в 2012 год. Компания Procter & Gamble запустила Tide Pods — капсулы со стиральным порошком для стиральных машин. Но не очень удачно выбрала дизайн для них: глянцевые и ярко окрашенные, они вызывали у пользователей нездоровое желание попробовать их на вкус.
Уже в 2012-2013 года стали появляться данные о том, что люди не выдерживают и пытаются пробовать их. В октябре 2012 года американская Ассоциация центров предотвращения и контроля заболеваний (CDC) назвала капсулы с моющими средствами «растущей угрозой здоровью». Согласно Consumer Reports, капсулы от Arm & Hammer, Purex, Tide к марту 2013 года привели к 7700 случаям отравлений (правда, на тот момент речь шла преимущественно о детях). Производители пытались менять упаковку, публиковали предупреждения — но нездоровый интерес к ярким капсулам сохранялся, в том числе благодаря социальным сетям. Капсулы становились интернет-сенсацией, причем интерес к ним вернулся в 2017-начале 2018 года.
В конце декабря 2017-начале 2018 года в соцсетях запустился и флешмоб на тему Tide Pod Challenge. Как можно догадаться из названия, суть его в том, чтобы на видео или фото съесть капсулу. На YouTube подростки пытаются притворяться, что едят яркие капсулы. Как результат — за первые 15 дней 2018 года в США есть данные о 39 случаях отравлений содержимым капсул, страдают подростки от 13 до 19 лет.
Есть и бренды, которые успели прорекламироваться на вирусе. Hurts Donut запустили пончики в виде капсул Tide Pods: «Мы думали, это как-то прояснит путаницу, но теперь взрослые люди бросают пончики в стиральные машины». Пока одна часть интернета делает вид, что ест моющее средство, вторая — всячески высмеивает первую. В Twitter можно найти множество фото «свидетелей» капсул: с ними пекут пиццы, делают татуировки и фотошопят смешные картинки.
Видео, в котором блогер будет пытаться съесть что-то несъедобное на камеру или рисковать здоровьем приносит вовлеченную аудиторию и просмотры. Для примера: в YouTube множество видео, где люди на камеру пытаются есть сюрстремминг — шведскую квашеную сельдь, отличающуюся убойным запахом. У таких видео — миллионные просмотры, а ведь сюрстремминг — формально безопасная еда.