"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Под командованием Валентины Гризодубовой

Как удивительно и непредсказуемо порой пересекаются пути человеческие, случаются знакомства предшественников и последователей, земляков, пусть даже на короткое время…

ИЗ ГЕРМАНИИ — НА УЧЕБУ

Борис Григорьевич Лунц родился 8 мая 1908 года в Дрездене — столице королевства Саксония Германской империи (ныне город — административный центр земли Свободное государство Саксония Федеративной Республики Германия) в семье политических эмигрантов. По матери — русский, по отцу — еврей. Такое уточнение нелишне: в разных государствах, у разных народов национальность новорожденного считается как в соответствии с материнской линией, так и в соответствии с отцовской. Но сейчас дело не в этом, а в том, каким героем вернется сюда пока маленький Григорий через много лет! Почему вернется? Потому что с 1915 года он жил уже в Москве и до призыва на военную службу успел окончить рабфак.

ЛЕНИНГРАД, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ХАРЬКОВ

В 1926 году Б. Г. Лунц был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1927‑м окончил Ленинградскую Военно-теоретическую школу Красного Воздушного Флота, в 1928‑м — 2‑ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота. Служил на Дальнем Востоке в должности авиамоториста. В 1929‑м в составе Особой Дальневосточной Армии Борис Григорьевич участвовал в вооруженном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге.
В 1930 году Б. Г. Лунц уволился в запас и поступил в Балашовскую летную школу Гражданского Воздушного флота, по окончании которой в 1931‑м работал летчиком 14‑го транспортного отряда Украинского управления ГВФ в Харькове. У нас он летал на самолетах К‑4, К‑5, Сталь‑3. Десять лет, проведенных Борисом Григорьевичем за штурвалом мирных самолетов, полеты по воздушным трассам страны, отточили его летное мастерство, научили находить выходы из сложных ситуаций, возникающих в полетах, что позволило в дальнейшем уцелеть в страшной мясорубке войны, а после — успешно работать и летчиком-испытателем. В 1932 году в печати он был отмечен как один из лучших пилотов, безаварийно налетавший до 100 тыс. км. Так, в декабре 1939 года газета Украинского управления ГВФ «Воздушный транспортник» отмечала лучших производственников 14‑го летного отряда, «мастеров летного дела», и первым среди других было названо имя Бориса Григорьевича Лунца.

НА ВОЙНЕ

С началом Великой Отечественной войны Б. Г. Лунц был мобилизован в качестве гражданского специалиста и в конце мая 1941 года направлен в Киевскую особую авиагруппу ГВФ. Служил вторым пилотом и командиром корабля ПС‑84 (Ли‑2) в составе 1‑го и 8‑го отрядов. Выполняя специальные задания командования по выброске десантов в глубоком тылу противника (Прага, Плоешти, Ровно, Гомель), перевозке командного состава Красной Армии, доставке боеприпасов, почты и медикаментов, продуктов для осажденного Ленинграда, Борис Григорьевич совершил 125 боевых вылетов и был награжден орденом Красного Знамени.
В апреле 1942 года летчик Лунц был снова призван на военную службу. Ему присвоили звание старшего лейтенанта и направили в 101‑й транспортный авиационный полк под командованием В. С. Гризодубовой в составе 1‑й транспортной авиационной дивизии, где он был назначен на должность командира корабля Ли‑2. В мае–июне этого же года он участвовал в операции по снабжению попавшей в окружение 2‑й ударной армии, в ходе которой сбросил в тыл врага около 15 тонн боеприпасов и продуктов питания. Однажды, 6 июня 1942 года, самолет старшего лейтенанта Б. Г. Лунца был подбит немецкими истребителями, но командир корабля довел горящую машину до места назначения и сбросил груз в заданном квадрате. Только после этого экипаж покинул горящий самолет. А Борис Григорьевич вернулся в свою часть и, несмотря на множественные ожоги, продолжил участие в операции на другом самолете.

ВМЕСТЕ С ПАРТИЗАНАМИ

28 июля 1942 года 101‑й транспортный авиационный полк был преобразован в 101‑й авиационный полк дальнего действия в составе 1‑й авиационной дивизии авиации дальнего действия СССР. С 1 августа 1942‑го полк сосредоточился на обслуживании интересов Центрального штаба партизанского движения, а позднее и республиканских штабов. Борис Григорьевич совершил 156 вылетов к партизанам в глубокий тыл противника в районы населенных пунктов Хинель, Овруч, Киев, Чернигов, Мозырь, Брянск, Новозыбков, Осиповичи, Слуцк, Олевск, Борисов, Бобруйск, Мглин, Полоцк, из них 56 — с посадкой на партизанские аэродромы. В ходе этих вылетов он доставил в партизанские соединения более 80 тонн грузов и эвакуировал в тыл более 500 раненых. 29 сентября 1942 года старший лейтенант Б. Г. Лунц совершил посадку на аэродром в зоне, где партизаны вели бой с карательными отрядами. После разгрузки самолета по просьбе командования партизанского соединения экипаж несколько раз поднимал самолет в воздух и наносил бомбовые удары по скоплениям живой силы противника. При полетах в зоны действия партизан Борису Григорьевичу нередко поручали освоение новых партизанских аэродромов, таких как Смелиж, Речица, Дубровка (Овручский район), озеро Червоное и Кожушки.
В качестве командира дальнего бомбардировщика Б. Г. Лунц участвовал в налетах на крупные железнодорожные узлы противника, такие как Курск, Орел, Вязьма, Ржев, Щигры и Смоленск, бомбил скопления живой силы и техники неприятеля на сталинградском направлении, переправы через Дон. Так, к лету 1943 года он прошел путь от рядового летчика до командира эскадрильи. Ему было присвоено звание капитана. К июлю 1943‑го Борис Григорьевич совершил 323 боевых вылета, из которых 229 — ночью, на бомбардировку военно-промышленных объектов, живой силы и боевой техники противника, транспортировку других грузов партизанам, высадку десантников во вражеском тылу, эвакуацию раненых.

СНОВА ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ГРИЗОДУБОВОЙ

27 июля 1943 года Указом президиума Верховного Совета СССР капитану Борису Григорьевичу Лунцу было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу этого же года Борис Григорьевич получил звание майора. В январе 1944‑го в ходе операции «Январский гром» эскадрилья майора Б. Г. Лунца в интересах Ленинградского фронта совершила 98 боевых вылетов на бомбардировку узлов сопротивления противника, в том числе и Красного Села. Затем она участвовала в налетах на военные объекты и инфраструктуру Финляндии. После, в мае 1944 года, полковника В. С. Гризодубову на посту командира 101‑го авиационного полка дальнего действия сменил полковник С. С. Запыленов, который вскоре назначил Бориса Григорьевича своим заместителем. В этой должности он активно занимался подготовкой молодых летчиков, 19 из них воспитав командирами кораблей. 5 ноября 1944‑го 101‑й авиационный полк дальнего действия был преобразован в 31‑й гвардейский авиационный полк дальнего действия (7‑й авиационный корпус дальнего действия), а 26 декабря 1944 года переименован в 31‑й гвардейский бомбардировочный авиационный полк. До конца войны этот полк воевал в составе 1‑й бомбардировочной авиационной дивизии 3‑го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18‑й воздушной армии. В ее составе гвардии майор Б. Г. Лунц закончил боевой путь в небе Германии, совершив за время войны в общей сложности 403 успешных боевых вылета!

ИЗ ГЕРМАНИИ — ДОМОЙ

В мае 1946 года гвардии майор Б. Г. Лунц уволился в запас. С 1946 по 1963 год он работал летчиком-испытателем в НИИ‑17 МРП (Научно-исследовательский институт министерства радиопромышленности под руководством В. С. Гризодубовой). Здесь же провел испытания различного самолетного и радиолокационного оборудования на самолетах Б‑17, Б‑25, Ли‑2, Ту‑2, Ил‑14, Ил‑18. В 1964 году ему присвоили звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР», и до мая 1973 года он был летчиком-испытателем Научно-исследовательского летно-испытательного центра «Взлет». С 1973 по 1977 год работал в центре инженером. После выхода на пенсию жил в Москве. Скончался Борис Григорьевич Лунц
5 февраля 1997 года и был похоронен на Кунцевском кладбище.
Тамара Невская