"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Под сенью красоты

Давно известно, что на вкус и цвет товарищей нет и по прошествии полугодия одни балансовый отчет подгоняют; вторые закрывают сезон; третьи умудряются даже подвести итоги года — политического, например; у четвертых как в работе, так и в отчетности, ни конца, ни края, как говорится; пятые… Вот о пятых, пожалуй, стоит рассказать отдельно и именно сейчас, потому что буквально на днях они подвели итог своей культурно-просветительской деятельности 2011–2012 годов, а через месяц, в канун дорогого сердцу каждого харьковчанина праздника, возобновят свои «души прекрасные порывы» новым проектом, о чем, конечно, нужно будет рассказывать вновь. В общем, речь пойдет о творческом, простите, отчете корпорации «Консалтинговая группа «Рубаненко и партнеры» и их «Гостиной на Дворянской», а также о точке приложения человеческих сил.
— Людмила Васильевна, — обращаюсь к хозяйке Гостиной Людмиле Рубаненко, — ваши партнеры говорят, что в плане культурных проектов корпорации вы — самый активный и ответственный планостроитель, и в этом определении, конечно, не только юмор, но и уважение. Поэтому, наверное, вам легко предугадать мой вопрос, а мне — ваш ответ. И все-таки: те планы, что вы наметили себе и партнерам, выполнили полностью? Или, может быть, перевыполнили?
— Начну с того, что 2012 год коллектив корпорации и, конечно, Гостиной прожил под лозунгом «Красота спасет мир». Поскольку нам и нашей планете предрекали погибель, мы решили, что если в этом году будем обращать внимание на красоту, доброту, будем щедры и добры друг к другу, а также любить, уважать и замечать только самое прекрасное, то мир останется цел и будет даже лучше. Под такой эгидой и провели все мероприятия — по-вашему — отчетного периода. Одним из них стало участие «Гостиной на Дворянской» в международном фестивале античного искусства в Крыму «Боспорские агоны», который в этом году, кстати, вернулся на свою родину — Керчь. Фестиваль задумывался как театральный, где спектакли шли и на античную, и на современную тематику, но всему античному отдавалось предпочтение. Однако…
— Вмешался случай. К тому же совершенству, как известно, нет предела!
— Точно! Мы решили: античность так античность и запланировали выставку под названием «Прекрасное далёко». Когда работали над ее идеей, предложили всем 18 авторам представить работы на античную тематику, что живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры, мастера прикладного искусства, сценографы, одним словом, специалисты самых разных направлений изобразительного искусства прекрасно выполнили. Но, вы знаете, оказалось, что под названием «античная тема» некоторые члены нашей Гостиной, действительно, поняли слово «античность» в его прямом смысле, то есть в переводе с латинского — «древний». И оказались правы! Например, Юрий Шкодовский представил работу, посвященную Древнему Египту, и мы признали, что она соответствует заданной теме, потому что античный — древний. Были и импровизации на тему античности. Виктор Ковтун представил натюрморт под названием «Свидетели веков». Это старинная посуда, которая, возможно, не только из времени древнеримского, но и древне-греческого и т.  д., поскольку у слова «античность» более широкое понятие. Очень интересная работа Марии Лучковской «Пастораль» — это музыка древних, только древних античных людей, а не богов, то есть деревенская музыка, оттуда же дудочка, на которой играет человек, изображенный в работе Марии Георгиевны. Вторая ее работа, парная, уже музыка более позднего времени, под названием «Серенада», и играет там человек не на древней дудочке, а на саксофоне. Это средние века, но, тем не менее, нашей комиссией было признано, что это также древний вид музыки. А вот Евгений Егоров представил работу, на которой изображены гуси и подписано «Спасители Рима». И попробуйте, поспорьте с тем, что эта работа не на античную тему, ведь действительно своим гоготом гуси в свое время предупредили защитников Рима о том, что начался штурм крепостных стен города! Очень интересные работы были представлены и Владимиром Бысовым. На его черно-белых фотографиях Греция, Турция, Болгария и Израиль, где запечатлены развалины античных храмов, театров, статуй. Такой же античной тематике соответствовали экспонаты из коллекции Александра Плотникова «Камеи». Он представил работы бывшего члена Гостиной Александра Бильдера, ушедшего от нас в 2010 году. На эту же тему и работа скульптора Александра Ридного «Венера XXI века», очень интересная бронзовая статуэтка; и работы Тараса Шигимаги — сценографические картины к спектаклю «Прекрасная Галатея»; и вышивки с изображениями античных богов Татьяны Блиновой. А Светлана Дуденко представила работу, посвященную Херсонесу, его древним руинам. Пленэрные работы супругов Веры и Виктора Чурсиных также были посвящены Херсонесу и Инкерману. Именно их произведения, очень живописные, стали заглавными в общем буклете фестиваля «Боспорские агоны». Очень интересные работы представили и наши фотохудожники Игорь Лаптев, Сергей Нурахметов, Владимир Оглоблин. А Владимир Скипенко выступил в этот раз как дизайнер. Он представил разработки для Харьковского национального университета строительства и архитектуры, где использованы античные элементы. Очень интересно то, что эта разработка делалась не специально для выставки, а по заданию университета, но, видимо, и Скипенко как автор разработки, и Шкодовский как ректор вуза, являющегося заказчиком этой дизайнерской работы, не воспринимают архитектуру без античных элементов. Эта дизайнерская находка, с моей точки зрения, — одна из лучших работ Володи за последние лет 5. Кроме того, СКИП представил, конечно, и произведения, посвященные самим «Боспорским агонам»: все плакаты в течение прошедших 6 лет, наверное, созданы нашим дизайнером Владимиром СКИПом.
— Людмила Васильевна, чувствую, об этом плодовитом харьковском авторе стоит рассказать отдельно.
— Совершенно с вами согласна! Пусть это, как говорится, будет совсем другая история…
— Маэстро, полагаю, что каждый новый фестиваль приносит не только эстетическое наслаждение его участникам и зрителям. Те, кто попадает на него впервые, черпают и много познавательного.
— Конечно! Ведь Крымские горы, которые не увидеть разве что с территории степного Крыма, – свидетели времен, когда на просторах полуострова находилось Боспорское царство, а в нем — многие античные города, не только Херсонес, Евпатория, Пантикапей (сегодняшняя Керчь), Кафа (современная Феодосия). Да и само слово «агоны» в переводе с древнегреческого означает честные состязания свободных граждан, но, чтобы состязания были честными, еще и граждане должны быть свободными. Умно, правда?! Такой вот интересный перевод этого слова. А еще на этой выставке были предложены не только биографии всех авторов и коллекционеров, которые предоставили работы для нее, но и уже ушедших от нас художников, — Бенуа, Бильдер.
— Говорят, на этом фестивале именитых гостей было видимо-невидимо!
— Да, выставка получилась, я считаю, отменной. На ее открытии было очень много людей, известных не только в Украине, но и в СНГ и за его пределами. Открывали выставку народный артист СССР и России Василий Лановой и народная артистка Украины Лариса Кадырова. В числе почетных гостей был также народный артист Украины и России Александр Голобородько, его супруга заслуженная артистка России Светлана Шершнева, также театральные критики, главные редакторы культурно-просветительских изданий, работники канала «Культура», одним словом, очень серьезная публика. К слову сказать, они остались очень довольны харьковским художественным десантом, который был представлен на этой выставке.
— Если так, его стоит обнародовать.
— В самой делегации участвовали мы с Леонидом Ивановичем, Владимир Скипенко и Владимир Бысов представляли «Гостиную на Дворянской», а наш персонал культурно-делового центра — Кульбиты Раиса и Владимир и Петр Цибенко. Мы вместе были, скажем так, основными героями музейной страницы фестиваля.
— Людмила Васильевна, не может быть, чтобы на таком форуме не случилось чего-нибудь неожиданно-интересного…
— Действительно, был такой момент: во время фестиваля подписали Меморандум о сотрудничестве. Так случилось, что картинная галерея в Керчи расположена на улице, которая раньше носила название Дворянская, на ней даже есть мемориальная табличка о том, что ранее улица называлась именно так (сейчас она называется Театральная). В рамках своего заповедника керчане создали подразделение, которое называется «Историко-культурный центр «Гостиная на Дворянской» Керченского историко-культурного заповедника». Вот между двумя Гостиными и был подписан Меморандум о сотрудничестве, его подписали Владимир СКИП с нашей стороны и Лидия Лазенкова, заведующая галереей и одновременно заведующая историко-культурным центром со стороны керченской «Гостиной на Дворянской». Конечно, тут же устроили очень интересное заседание историко-культурного центра, в прямом смысле аккомпанировали которому керченские музыканты, а потом все вместе участвовали в организованной нами викторине на античную тематику под названием «11 вопросов об античности».
— Полагаю, и тут харьковский десант отличился?
— Так можно сказать в том смысле, что мы, харьковчане, викторину придумали, и предлагать себя в качестве соревнующихся было, сами понимаете, неудобно. Зато остальные были довольны — очень бурными оказались соревнования! Вы бы видели, как реагировали Лановой, Голобородько и Кадырова, когда, что-то забыв, не могли ответить на вопросы, где, какие события происходили в античные времена, на территории каких государств сейчас находятся древние города и т.  д. Одним словом, все получили массу положительных впечатлений. Ну и, конечно, как всегда, было грандиозное открытие фестиваля на горе Митридат — прямо на площадках старинных раскопок, театры давали представления на улицах и площадях Керчи, на древних крепостных стенах, древних амфитеатрах, в общем, праздник очень интересный, восьмой год мы являемся его участником.
— Людмила Васильевна, перечислите, пожалуйста, еще хоть некоторые свои проекты в Крыму.
— Вы правильно сказали, — некоторые, потому что их уже, к счастью, немало: мы представляли работы нашего знаменитого земляка А. Н. Бекетова, его этюды, называлась выставка «Крым, Харьковщина и Греция в работах Бекетова». Он, как известно, дважды был в Греции, сделал там несколько этюдов. Также был обмен выставками между Харьковским художественным и Симферопольским художественным музеями, между музеем Волошина в Коктебеле и Репина в Чугуеве. Выставка Бекетова проходила также в Доме‑музее Бекетова в Алуште, Евпатории. У нас в Крыму, скажем так, несколько точек приложения стараний, интересов и общения, кроме «Боспорских агонов», еще Дом‑музей Максимилиана Волошина или в целом эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия Максимилиана Волошина». Являясь членами международного попечительского совета заповедника, корпорация «Рубаненко и партнеры» обеспечивает издательскую программу, выпуск прижизненных книг М. Волошина, уже издано 8 сборников. Еще вышли книги о Левитане, Врубеле, Серове. Нужно сказать, что задуманы они были Игорем Грабарем — это известный в свое время художественный критик, писатель, который решил выпустить серию книг, посвященных великим художникам того времени. Что примечательно, монографии об этих художниках были написаны Волошиным, а одна из них — Репиным. Ну и, конечно, как всегда, в конце года мы издали наш традиционный настольный календарь, который называется «Максимилиан Волошин и харьковчане. Дружба продолжается», он посвящен дружбе Волошина с харьковчанами, его пребыванию в Харькове, пребыванию харьковчан в гостях у поэта и современным связям Дома‑музея и Коктебеля с харьковскими поэтами, художниками, музейными работниками, представителями театральных кругов и т.  д. Кстати, прошлогодние издания, которые профинансировала и оказала организационную поддержку корпорация «Рубаненко и партнеры», получили два «Гран-при» в разных номинациях на Крымском всеукраинском конкурсе. Конечно, было приятно, когда после в рамках ежегодной Судакской библиотечной конференции на презентации, где присутствовали представители из Санкт-Петербурга, Москвы, дальнего зарубежья, очень порадовались за нас коллеги-библиотекари и попросили направить в их библиотеки хотя бы по одному экземпляру этих изданий, которые были бы доступны будущим поколениям.
— Вас, простите, никогда не спрашивали, «зачем оно вам надо», мол, эти же деньги в Крыму можно было потратить иначе?
— За те деньги, которые мы тратим на культуру в Харькове и Крыму, вряд ли можно создать что-то в… виде «э-эх!» и для нашего среднего бизнеса нам достаточно того, что есть — это с точки зрения траты денег. Но есть и другие точки приложения человеческих возможностей: при осуществлении наших культурных проектов мы общаемся с такими людьми, получаем такой заряд бодрости, энтузиазма, что, когда есть время удалиться и за чашечкой кофе о чем-то подумать, — вспоминаешь именно эти минуты, проведенные с интересными людьми, в интересной компании. А интересные люди потому и интересны, что занимаются не только своим обогащением, они интересны тем, что останутся в памяти людей своими благородными поступками, интеллигентными проповедями, если так можно сказать, опусами, рассказами. Это незабываемые минуты. Мне менее интересно побывать в Турции или Египте, чем на «Боспорских агонах», несмотря на то, что я на них трачу больше, чем в Турции, раз в 100. Однако отдыхаю и живу более полноценно я здесь, а не в Турции!