Политика, экономика или прагматика?
Вопрос об электричках, испокон века курсирующих между Харьковом и Белгородом, зашел в тупик. Если перед развалом Союза ССР между нашими городами курсировало около сорока электричек в сутки (!), то сегодня навестить родственников в городе первого салюта все более проблематично. Понятно, что настало другое время, появились границы и новые государства, но… родственные связи никто не отменял. А железные дороги обеих стран выстраивают свои правила игры, не всегда понятные гражданам, проживающим в приграничных районах.
Так в конце прошлой недели заместитель председателя Харьковской ОГА Андрей Моченков рассказал, что согласно сложившейся системе взаимодействия «Укрзалізниці» и «Российской железной дороги» ЮЖД брала на себя обязательства по эксплуатации подвижного состава, а российская сторона оплачивала эти услуги. В настоящее время российская сторона приняла решение об изменении системы взаимодействия между Южной железной дорогой Украины и Юго-Восточной железной дорогой РФ: они хотели бы эксплуатировать свой участок сами и предлагают украинской стороне самостоятельно эксплуатировать свой.
По словам заместителя губернатора, для того, чтобы перейти на новые отношения, необходимо согласовать ряд моментов и принять достаточно много технических решений.
«Чтобы этот вопрос отрегулировать, существует несколько вариантов. В частности, возможно организовать так называемые стыковочные поезда. Наши украинские электрички могли бы заходить на станцию «Наумовка» Российской Федерации, откуда пассажиры смогут двигаться дальше. Вариант, который предлагает РЖД — стыковаться таким образом на станции «Казачья Лопань». Этот вопрос носит технический характер: нужно составить соответствующий проект, состыковать график достаточно большого количества поездов, урегулировать вопросы, связанные с таможней и приграничной службой», — заявил А. Моченков.
Он сообщил, что в настоящее время руководство ЮЖД и российская сторона договорились о том, что должно быть налажено сообщение путем подачи поездов повышенной комфортности, которое также востребовано: по данным заместителя губернатора, около 200 россиян только за один день были вынуждены сдать билеты в связи с отменой поезда.
«И у правительства Белгородской области, и у Харьковской ОГА есть понимание того, что должно быть налажено сообщение между двумя областями. Наравне с поездами повышенной комфортности должны курсировать социальные электрички, на которых передвигаются в основном сельские жители», — подчеркнул Андрей Моченков.