Потребитель имеет право знать, что покупает
— Владимир Анатольевич, что происходит сейчас в сфере защиты прав потребителей?
— Сейчас Украина находится на этапе реализации реформы системы защиты прав потребителей, но осуществление этой реформы происходит со значительными нарушениями принципа соблюдения приоритета интересов потребителей над интересами корпоративных групп. В сентябре 2014 года правительство решило создать Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей (Госпродпотребслужбу), объединив в ней ветеринарную и фитосанитарную службы, инспекцию по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическую службу. С того времени назначили высшее руководство новой структуры, утвердили положение… Но общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей, буквально бьют в набат. Главная проблема заключается в том, что сейчас фактически не существует государственного органа, который может реализовывать защиту потребительских прав. Функции ликвидируемой Госпотребинспекции были парализованы действием моратория на проверки бизнеса, введенного 5 августа 2014 г. По словам представителей Минэкономразвития, мораторий был введен для того, чтобы, в частности, успеть сформировать новую государственную службу в сфере защиты прав потребителей.
— И она уже создана?
— Прошло уже полтора года, а новообразованная по решению правительства Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей действует лишь на бумаге. При этом Положение о Госпродпотребслужбе не охватывает весь круг полномочий по полноценной защите потребительских прав, гарантированных 42-й статьей Конституции Украины. Кроме того, Кабинет Министров Украины своим постановлением от 18 ноября 2015 г. № 942 вообще поставил «большой крест» на реформе системы защиты прав потребителей, подчинив Госпродпотребслужбу Министерству аграрной политики и продовольствия. Таким образом, за последние годы Украина потеряла в сфере защиты прав потребителей те позиции, которые были достигнуты за предыдущие два десятилетия независимости государства. Несмотря на заявленную евроинтеграцию и обязанности Украины в рамках Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, фактически мы все дальше уходим от европейских ценностей в сфере защиты прав потребителей.
— Но европейский подход также предполагает облегчение ведения бизнеса, так называемую дерегуляцию…
— Дерегуляция вовсе не означает бесконтрольность. Стараясь «помочь» бизнесу путем уменьшения нагрузки на него за счет ограничения прав потребителей, органы власти фактически отдаляют отечественное законодательство от европейских подходов. Такая «медвежья услуга» делает бизнес неконкурентоспособным с европейским. В странах ЕС действуют четкие правила: если органы рыночного надзора, которые регулярно проверяют продукцию, обнаружили фальсификат, а тем более товар, который может нанести вред здоровью человека, то производителя ждут очень жесткие санкции. У нас же, из-за отсутствия контроля, дешевый фальсификат и некачественный товар — уже обыденность. Это подтверждают результаты независимых потребительских экспертиз, которые специалисты ГП «Харьковстандартметрология» по своей инициативе проводят уже более двух лет.
— Как возникла идея проведения таких экспертиз?
— Это была наша инициатива, с которой мы обратились в Общественный совет при Харьковской облгосадминистрации. 10 октября 2013 года представителями Общественного совета при ХОГА, регионального отделения «Союза потребителей Украины», областной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и ГП «Харьковстандартметрология» было подписано Соглашение о сотрудничестве по проведению потребительской экспертизы товаров и услуг. Основную функцию по реализации этого соглашения — проведение независимых потребительских экспертиз — взяло на себя наше предприятие. И это вполне логично, поскольку мы обладаем одной из наиболее оснащенных в Украине современным аналитическим оборудованием испытательных лабораторий. Ее специалисты могут определять множество показателей, контроль которых позволяет установить безопасность и качество товаров. Например, содержание пищевых добавок (синтетических красителей, консервантов, подсластителей, антиоксидантов, усилителей вкуса), состав стериновой фракции жиров (важен при фальсификации сливочного масла растительными жирами), наличие бензапирена, глютена, меламина, радионуклидов, ГМО в пищевой продукции и многое другое. Более того, мы продолжаем расширять спектр исследуемых показателей и развиваем свою лабораторную базу.
— И каковы итоги проведенных экспертиз?
— Статистика неутешительная. За два года проведено 18 экспертиз. Всего было отобрано 170 образцов разных товаров, из которых 98, то есть 58 %, признаны не соответствующими требованиям нормативных документов. Это значит, что более половины из отобранных образцов имели те или иные изъяны. Экспертизы проводились, в первую очередь, по наиболее социально значимым группам пищевых продуктов. В частности, специалисты протестировали масло, молоко, рыбные пресервы, сметану, вареные колбасы, ранние овощи, сгущенное молоко, майонез, мороженое пломбир, плавленые сырки «Дружба», замороженные пельмени, сладкие сырки, кефир, томатную пасту. Исследовался состав продуктов, рассматривался уровень соответствия содержания тех или иных компонентов на упаковке и в действительности. Также были протестированы светодиодные лампы, покупка которых является актуальной в свете экономии растущей в цене электроэнергии. Результаты проведенных экспертиз доступны каждому потребителю на сайте ГП «Харьковстандартметрология» (khsms. com).
— Можете назвать наиболее характерные нарушения?
— Каждый вид продукта имеет свои «слабые места». К примеру, последняя экспертиза была проведена по сливочному маслу. По результатам испытаний установлено, что треть из проверенных образцов продукции содержали в своем составе растительные жиры. Предыдущую экспертизу сливочного масла мы проводили два года назад. По ее результатам также были установлены фальсификаты. В результате в случае масла двух торговых марок («Сливочная долина» и «Румо») можно говорить о системном нарушении. Недобросовестные производители пытаются получать прибыль за счет нас — потребителей, ведь цена на подобные продукты, которые должны называться спредами, меньше, чем на натуральное масло. Одними из наиболее резонансных были результаты экспертизы рыбных пресервов, по итогам которой 8 из 9 протестированных образцов разных торговых марок не соответствовали требованиям нормативов. Причем четыре образца оказались не безопасными — в них были установлены нарушения микробиологических показателей, а именно: завышенное количество плесневых грибов, и, кроме того, в одном из них обнаружен золотистый стафилококк. Подобные нарушения свидетельствуют о несоблюдении санитарных условий производства, нарушении гигиенических норм и правил и недостаточном уровне контроля качества и безопасности готовой продукции со стороны руководства предприятий-производителей.
— Как же в таких условиях выбрать качественную продукцию?
— Чтобы не разочароваться в выборе, советую обращаться за результатами экспертиз конкретных продуктов на наш сайт. А при покупке любого товара как отечественного, так и зарубежного производства, необходимо обращать внимание на маркировку, где в обязательном порядке должны быть указаны: наименование и адрес предприятия-изготовителя, его телефон, полное наименование продукции, ее состав, масса нетто, условия и сроки хранения и нормативный документ, в соответствии с которым изготовлен продукт. Многое о продукте может рассказать его состав, который должен быть указан с учетом всех компонентов в порядке уменьшения их массовой доли согласно рецептуре. И еще один важный вопрос, на который стоит обратить внимание при выборе продукции, — это место покупки и цена продукта. Кстати, специалисты ГП «Харьковстандартметрология» обобщили основную информацию, которую нужно знать при покупке различных товаров, в виде отдельного справочного пособия под названием «Споживча варта», цель которого — просвещение потребителей.

Випуск № 137 (1052) від 15.11.2025





