Меняется все: от методики обучения школьников до правил приема в высшие учебные заведения. В частности, пять лет назад вступительные экзамены в вузы заменили сертификатами о прохождении внешнего независимого тестирования. Но споры о плюсах и минусах этой системы продолжаются по сей день
Ежегодно в начале лета у одиннадцатиклассников начинается горячая пора — прохождение внешнего независимого тестирования. Из перечня предметов, где обязательными являются украинский язык и литература и история Украины, выпускники имеют право выбирать еще два, всего не более четырех дисциплин. Так, в этом году это — украинский язык и литература, история Украины, всемирная история, математика, биология, география, физика, химия, русский язык, мировая литература и на выбор один из иностранных языков: английский, немецкий, французский, испанский (новый предмет — мировая литература, которую добавили по просьбе филологических факультетов и факультетов журналистики).
Потенциальными абитуриентами ВНО-2013 в Харьковской области могут стать 25 тысяч 488 выпускников этого года, из которых 17 тысяч 338 человек — выпускники общеобразовательных школ. Регистрация началась с 4 января и продлится до 5 марта. На пробное тестирование уже записались 4162 человека (52 %) (в прошлом году в предварительном испытании своих сил участвовало 44 % харьковских выпускников).
С какими трудностями приходится сталкиваться абитуриентам, мы решили выяснить у непосредственных участников тестирования.
Ангелина — выпускница Харьковского педагогического университета им. Сковороды. «Я сдавала тесты при поступлении в вуз в первый год начала эксперимента, — рассказывает девушка. — Не скрою, было трудно, в частности в плане подготовки к тестам и подборе необходимых учебных пособий. Также я считаю: данная система неспособна объективно отразить имеющийся запас знаний. Ведь что такое тест? Лотерея, где не последнюю роль играет элемент везения. Из нескольких вариантов ответа тебе нужно выбрать правильный. Где гарантия, что человек, который вообще не имеет представления, о чем идет речь, не поставит галочку в нужном месте? Просто так, наугад. Другое дело, когда ты общаешься с преподавателем с глазу на глаз, и он вживую может оценить ход твоих мыслей и рассуждений, задать дополнительные вопросы по теме и т. д. В подтверждение своих слов могу сказать, что даже сами преподаватели сетуют на несовершенство нынешних условий зачисления в вузы, поскольку после первой же сессии происходит колоссальный отсев студентов, несмотря на отличные результаты сертификатов».
«Внешнее независимое оценивание, — говорит мама первокурсницы Харьковского национального университета им. Каразина Елена, — имеет две стороны медали. Есть как плюсы, так и минусы. Правда, последних несколько больше. Это, прежде всего, сама процедура регистрации, которая, на мой взгляд, доставляет абитуриентам лишнее волнение (не дай бог, ошибка в фамилии или адресе) и мешает сосредоточиться на экзамене. Второе — нарекания по поводу тестовых заданий. К примеру, по английскому языку. С такой проблемой нам как раз пришлось столкнуться в прошлом году. Задание было составлено таким образом, что не соответствовало школьной программе, а предполагало более углубленные знания лингвистики.
А вот по мнению харьковчанки Валентины Игоревны Пикаловой, филолога по образованию, ВНО совершенно не оправдывает своей главной цели (искоренение коррупции). «Люди все равно и задания заранее умудряются разузнать, и решить вопрос с баллами, — говорит она. — Но даже не это главное. Я думаю, самым наглядным показателем образованности нашей молодежи остается элементарный уровень грамотности, который сегодня, увы, оставляет желать лучшего. Ошибки правописания сегодняшних студентов просто чудовищны. «Генирал», «сдаваца», «лекведация», «агенство», «счасливый»… Во времена нашей молодости таких ляпов не мог допустить даже самый заядлый двоечник! Поэтому стоило ли рушить существовавшую ранее советскую систему образования, которая, кстати, признана одной из лучших в мире, еще вопрос».
УДОВОЛЬСТВИЕ НЕ ИЗ ДЕШЕВЫХ
Не стоит забывать и о том, что ВНО — довольно затратное для государства мероприятие. Так, по словам директора Украинского центра оценивания качества образования Ирины Зайцевой, в 2013 году на проведение внешнего независимого оценивания не хватает 37 млн. грн. Сейчас в бюджете заложено порядка 113 млн. грн., тогда как нам необходима сумма, не менее 150 миллионов, подчеркнула она. При этом И. Зайцева отметила, что количество абитуриентов, которые проходят ВНО, каждый год меняется, а в Украине сохраняется практика «финансирования на уровне прошлого года».
Согласно результатам ВНО 2012 года, 61 абитуриент из Харьковской области набрал максимальное количество баллов, что превышает показатели соседних областей, которые входят в один округ с Харьковщиной. По информации директора Департамента науки и образования ХОГА Романа Шаповала, в Полтавской и Сумской областях по 200 баллов набрали только по 25 абитуриентов.
Определенные проблемы могут возникнуть и с оплатой труда педагогов, которые должны будут работать в пунктах тестирования. «Когда мы будем набирать привлеченных в марте-апреле, заключать с ними соглашения, встанет вопрос относительно оплаты», — сообщила И. Зайцева, напомнив, что в прошлом году на оплату труда педагогов было выделено дополнительно более 19 млн. грн.
И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ?
Несовершенством ВНО озаботились и политики. Не так давно первый вице-спикер Верховной Рады Украины Игорь Калетник заявил, что готов инициировать проведение парламентских слушаний на предмет эффективности внешнего независимого оценивания. Данная система, утверждает он, себя не оправдала, и, чтобы окончательно не потерять качество образования, украинским вузам нужно вернуться к практике сдачи вступительных экзаменов. Последняя, по его словам, стимулирует молодежь выбирать и приобретать глубокие знания по конкретной профессии вместо того, чтобы искать в Интернете ответы на тесты этого года и пытаться заучить их наизусть. «Система внешнего независимого оценивания нуждается в коррекции, ведь введение ВНО было призвано предоставить всем выпускникам равные условия при поступлении в высшие учебные заведения, однако этого не произошло. За ВНО выступают лишь 20 % школьников, в то время как 80 % учащихся выступают категорически против. Среди основных жалоб — сложность вопросов в тестах и неоднозначность ответов на них. Поэтому не все ученики, которые в течение года учились отлично, успешно сдают ВНО», — сказал первый вице-спикер.
Также И. Калетник отметил, что проведение внешнего независимого оценивания в сельской местности часто вызывает лишние расходы у будущих абитуриентов. «Чтобы сдать тесты по специальным предметам, таким как физика или биология, сельским школьникам приходится ехать сдавать одну дисциплину в один райцентр, вторую — в другой. Это не только создает дополнительные неудобства, но и требует дополнительных материальных затрат», — подчеркнул первый зампредседателя ВР.
В связи с этим он вместе с нардепом Александром Зубчевским намерен инициировать обсуждение этого вопроса с общественностью: директорами школ, колледжей, руководителями университетов, чтобы найти оптимальное решение. А после завершения обсуждения данный вопрос будет поднят на парламентских слушаниях.
У харьковских специалистов от образования свои соображения на сей счет. «Отменять ВНО или нет не в нашей компетенции, решить этот вопрос можно только на законодательном уровне. Мы лишь исполнители», — говорит директор Департамента науки и образования ХОГА Роман Шаповал.
«Заявление И. Калетника всего лишь субъективное мнение», — сказал директор Харьковского регионального Центра оценивания качества образования Александр Сидоренко. При этом он подчеркнул, что в целом результаты ВНО 2012 года продемонстрировали существенный рост качества знаний участников тестирования. «ВНО как единственный метод тотального оценивания уровня готовности абитуриентов к обучению в высших учебных заведениях в 2012 году впервые показал рост качества знаний абитуриентов Харьковской области по всем предметам. И нам особенно приятно, что в этом вопросе Харьковская область поднялась в рейтинге среди всех областей Украины. Особенно важно для нас, что с первых лет наша работа осуществляется в полном взаимопонимании с Департаментом образования и науки областной администрации. Мы находим понимание и поддержку со стороны областной администрации, и это вселяет в нас уверенность в том, что и ВНО 2013 года состоится по такому же алгоритму работы, как и в прошлом году, и мы создадим каждому абитуриенту открытые и прозрачные условия, в которых он сможет продемонстрировать свои знания», — подчеркнул А. Сидоренко.
НЕЗАМЕНИМЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК
Следует отметить, что в программах тестов-2013 есть свои изменения. Так, к примеру, меньше заданий будет на тестах по физике (34 вместо 36), а также по истории (55 вместо 60). Сократилось и время, отведенное на написание задания по истории: ответить на поставленные вопросы абитуриенты должны будут за 135 минут. В программах подготовки к тестам по биологии и истории Украины изменились темы и требования.
По информации И. Зайцевой, зарплаты сотрудников УЦОКО и региональных центров не повышались с 2006 года. Не решенным также остается вопрос с достройкой отдельного здания для УЦОКО, на которое все еще нужно 17,5 млн. грн. Решение о строительстве было принято еще в 2007 году, но в 2008‑м из-за отсутствия средств, строительство заморозили.
На что же следует обратить особое внимание? Директор Харьковского регионального Центра оценивания качества образования А. Сидоренко настоятельно советует готовиться к тестированию по школьным учебникам, а не сборникам с готовыми заданиями, которые сегодня предлагают наши рынки. Ни Центр тестирования, ни Министерство образования такие пособия не издают, говорит он. «Часто родители покупают литературу на рынках, на которой написано «Подготовка к внешнему независимому оцениванию», которая ничего, кроме вреда, детям не даст. К сожалению, мы зарегистрировали несколько таких «учебников» по истории Украины, географии, биологии, на которых поменяли обложку — вместо тестирования 2012 года написано «ЗНО-2013». А все внутреннее содержание не изменилось — ни одной строчкой, ни одной запятой. Все перенесено полностью. Ни Украинский центр, ни Харьковский региональный центр, ни Министерство образования и науки тоже не издавали ни одного пособия, которое бы отвечало требованиям программы и характеристикам тестов 2013 года. Более того, у нас нет даже намерений печатать их. Потому что все, что печатается, — это коммерческие издания. Это абсолютно конкретный бизнес. Единственное пособие, которое дает самую эффективную подготовку, — это школьный учебник», — подчеркнул директор Центра.
Кроме того, А. Сидоренко не рекомендует абитуриентам использовать какие-либо технические уловки в виде мобильных телефонов и других устройств, поскольку ничего хорошего из этого не выйдет.
Проходить пробное тестирование в этом году будет 23 и 30 марта.