Сегодня Украина ощущает острый дефицит рабочих рук. На рынке труда обнаружился явный переизбыток «модных» профессий, а вот найти толкового квалифицированного строителя, механика, наладчика или автослесаря стало большой проблемой. В прошлом году Министерство образования и науки разработало проект Государственной целевой программы развития профессионально-технического образования на 2011‑2015 годы. Такое решение возникло не случайно, ведь за последние 20 лет количество ПТУ и техникумов в стране сократилось почти в 3 раза. Чтобы выяснить, чем живут сегодня учебные заведения первого-второго уровней аккредитации, «Харьковские известия» решили побывать в гостях у директора Харьковского автотранспортного техникума им. С. Орджоникидзе (ХАТТ) Виталия Петровича Водолажского. Журналистское чутье сработало на «ура»: за свою многолетнюю историю (в октябре техникуму исполняется 85 лет!) коллективу ХАТТ удалось добиться значительных преобразований в создании современной передовой школы профессионального роста — кузницы настоящих мастеров своего дела.
За 85 лет существования наш техникум выпустил более 40 тысяч специалистов в области автомобильного транспорта, — рассказывает Виталий Петрович. — Многими из них мы можем по праву гордиться. Среди них — Герои Советского Союза, поэты, генералы, народные депутаты, руководители крупных ведущих предприятий страны, и даже заместители министров.
На сегодняшний день мы ведем подготовку по 6 специальностям, самые востребованные — «Обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей», «Организация перевозок и управление на автотранспорте», «Организация и регулирование дорожного движения», «Обслуживание и ремонт электрооборудования автомобилей и тракторов» и т. д. Популярностью пользуются, по сути, все направления, кроме бухгалтерского учета — специальности, которую сегодня можно получить практически в любом учебном заведении. Также в этом году у нас открылась новая специальность «Техническое обслуживание средств хранения, транспортировки и заправки горюче-смазочными материалами». Если говорить понятнее, здесь обучаются будущие механики и инспекторы-контролеры по заправке тепловозов, самолетов, кораблей и автомобилей. Кстати, мы первые и единственные в Украине, кто готовит таких специалистов. Что касается сроков обучения, то для поступающих на базе 9 классов он составляет 3 года 8 месяцев, на базе 11 классов — 2 года 8 месяцев. Мы активно поддерживаем программу непрерывного образования, в рамках которой нашими ближайшими партнерами выступают НТУ «Харьковский политехнический институт», Академия городского хозяйства, Украинская инженерно-педагогическая академия, Государственный технический университет строительства и архитектуры, Харьковский национальный технический университет механизации сельского хозяйства им. П. Василенко и ряд других вузов.
РАВНЕНИЕ НА ХАТТ!
Примечательно, что для всех 36 техникумов Харькова и области ХАТТ вот уже более 40 лет является базовым в плане разработки единой программы преподавания математики, географии, физики, информатики и других дисциплин. «У нас около 30 методических объединений, — говорит В. Водолажский. — Это возможность для преподавателей обмениваться опытом, согласовывать вопросы программы преподавания предмета, обсуждать нововведения. Благодаря методобъединениям техникумы работают в одном ключе, что очень важно. Кроме того, мы являемся базовым учреждением для 25 аналогичных техникумов Украины в разработке учебного плана для профильной специальности «Обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей». При этом Виталий Петрович отмечает: «миссия, бесспорно, почетная, но практически бесплатная». Никакой дополнительной материальной поддержки со стороны государства не поступает.
Особое внимание в ХАТТ уделяют студентам льготных категорий (дети-сироты, дети из малообеспеченных, многодетных семей, «чернобыльцы» и т. д.). К их услугам: бесплатное проживание в общежитии, льготный проезд в городском транспорте и т. д. Кроме того, все они получают ежемесячную материальную помощь в размере 2,5 тыс. грн. В общежитии для иногородних (ул. Целиноградская,42-а) созданы прекрасные условия. Удобное месторасположение (возле метро), уютные просторные комнаты на двух человек укомплектованные современной мебелью и инвентарем, читальный и спортивный залы, комнаты отдыха и приема посетителей (родителей, друзей) делают их пребывание здесь наиболее комфортным.
НЕ В «КОРОЧКЕ» ДЕЛО
Все большее признание и симпатию автотранспортный техникум завоевывает не только у юношей, как может показаться на первый взгляд, но и у девушек. Причем, прельщает их не только бухгалтерия. Так, например, «Организация перевозок и управление» давно уже стала специальностью с женским лицом. В целом, говорит В. Водолажский, из общего контингента дневного отделения (это 1550 человек), примерно 350 – девушки.
Расхожее мнение о том, что только университетский диплом — самый престижный, и позволяет найти перс-пективную высокооплачиваемую работу в будущем, — ошибочно, считает Виталий Петрович. — Некоторые почему-то полагают, что в учебные заведения І-ІІ уровней аккредитации идут только имеющие слабый аттестат, и ПТУ и техникумы рассматривают как запасной вариант. Это в корне неправильно, — говорит он. — Тем более по прогнозам экспертов, в ближайшем будущем наиболее актуальны и востребованы будут именно технические специальности. А они, как известно, составляют основу основ развития отечественной экономики. Поэтому сегодня лучше ориентироваться на реальный сектор: транспортное обслуживание, сфера туризма, жилищно-коммунальное, гостиничное хозяйство, бытовые услуги и т. д.
Поступить в ХАТТ, говорит В. Водолажский, сегодня не так просто. К примеру, этим летом желающим быть зачисленным в список студентов на специальность «Организация перевозок и управления транспортом» пришлось серьезно побороться. Конкурс здесь достигал 6 человек на место. — В этом году мы имели в среднем на 525 мест 860 заявлений, — рассказывает Виталий Петрович. — Причем, никакого участия в этом мы не принимаем, поскольку зачисление поступающих на базе 11 классов производится автоматически через единую систему регистрации в Киеве. Что касается абитуриентов с неполным средним образованием (9 классов), вступительные экзамены, как и раньше, предполагают написание диктанта по украинскому языку и сдачу тестов по математике. Также дополнительные баллы, помимо аттестата, позволяют получить наличие дипломов различных олимпиад и документ об окончании 6‑месячных подготовительных курсов на базе нашего техникума. Специальности, которые ребята здесь приобретают, дают широкие перспективы для трудоустройства и дальнейшего карьерного роста. До 60 % наших выпускников продолжают обучение в вузах. Причем сразу по-падая на второй и третий курсы, ведь все специальности нашего техникума интегрированы в учебный процесс вузов III – IV уровней аккредитации. Найти работу по специальности сразу, возможно, удается не всем, однако дома с дипломом ХАТТ сидеть никому не придется.
ХАТТ — первое учебное заведение Украины, где собственными силами были разработаны Стандарты образования по специальностям «Обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей» и «Организация и регулирование дорожного движения», по которым сегодня обучаются студенты всех технических высших учебных заведений Украины I-II уровней аккредитации.
САМИ С УСАМИ!
— Благодаря инициативе и поддержке Харьковского горсовета мы активно сотрудничаем с нашими зарубежными коллегами, что во многом способствует консолидации лучших достижений в подготовке высоко-квалифицированных современных специалистов, — рассказывает директор ХАТТ. — В последние годы техникум наладил тесные связи с объединением автотранспортных школ им. Т. Танского в Познани (Польша) и автомобильной гимназией в городе Мальме (Швеция). Это дает возможность обмениваться опытом, направлять на стажировку преподавателей, организовывать интересные увлекательные практики для студентов. За два года мы обучили 16 студентов и 8 преподавателей. В ходе практики ребята получают возможность освоить и изучить импортное оборудование и т. д. По окончании им выдается сертификат на трех языках (польском, английском и русском), который позволяет получить престижную работу в международных автомобильных компаниях с заработной платой от 4 до 7 тысяч гривень. Директор одной известной фирмы однажды даже заметил, что если ХАТТ выпускает таких специалистов, то его можно считать учебным заведением мирового уровня. Сейчас наши ребята собираются побывать в Швеции, а в октябре мы у себя будем принимать их студентов. Поездки осуществляются бесплатно, за свой счет студенты и преподаватели оплачивают только проезд, все остальное (проживание, питание, обучение и пр.) — за счет принимающей стороны. То есть, все ложится на плечи техникума. О какой-либо помощи из госбюджета говорить не приходится. В Министерстве об этом даже не знают (смеется). Они потом удивляются — какие международные связи, вы что за границу ездите, а почему мы не в курсе?
ДОСУГ СТУДЕНТОВ — ДЕЛО ТВОРЧЕСКОЕ
Следует также отметить, что на первом месте у коллектива ХАТТ не только учебный процесс, дисциплина и успеваемость. Не менее важной составляющей является также организация досуга студентов. К этому вопросу здесь подходят с особым вниманием, делая все возможное, чтобы студенческие будни были как можно насыщенней и разнообразнее.
На сегодняшний день в техникуме действуют различные кружки, спортивные секции. Студенческие команды — постоянные участники культурно‑массовых мероприятий, областных и городских спортивных соревнований, победителями и призерами которых они становились неоднократно. Кроме того, к услугам ребят — замечательная библиотека с фондом более 100 тыс. экземпляров, который постоянно обновляется.
В. Водолажский уверен: неспособных людей не бывает, главное — вовремя разглядеть в человеке ту самую искру и создать необходимые условия для развития его талантов.
Кстати, лучшего примера для своих воспитанников, чем сам директор, пожалуй, и не найти. При всех своих заслугах на ниве образования (кандидат технических наук, доцент, отличник образования, академический советник, победитель рейтинговой программы «Ректор третьего тысячелетия» и т. д.) он еще богатая творческая личность. Прекрасный поэт, прозаик, композитор и драматург. Играет на кларнете, саксофоне, домре. На его счету более 200 стихотворений, 130 из которых положены на музыку. «Мы очень увлекательно и интересно проводим свободное время, такого досуга нет ни в одном другом техникуме! — с гордостью говорит Виталий Петрович. — Помимо работы кружков технического творчества, спортивных секций и кружков по интересам, у нас очень хорошо развита художественная самодеятельность. Я пишу пьесы, водевили, песни. Предпочтение отдаем театральному искусству, готовим постановки. Сами пишем сценарии, изготавливаем декорации, привлекаем друзей из театров им. Шевченко и музкомедии. Ребята с удовольствием принимают в этом участие. Работа над спектаклем занимает около полугода. Причем, обычно, готовим два актерских состава — студенческий и преподавательский. Потом сравниваем, у кого лучше получилось. Таким образом я стараюсь приобщить ребят к украинской культуре, ее традициям, языку… Участвуем мы и в различных конкурсах. Так, несколько лет назад на одном из благотворительных песенных фестивалей наш ансамбль занял первое место».
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
За 32 года работы в техникуме, 21 из которых — в должности директора, В. Водолажский снискал себе безукоризненный авторитет и уважением среди своих коллег и студентов.
Виталий Петрович признается — общение не со всеми дается легко. Как и везде здесь есть и «хронические» бездельники, заядлые прогульщики и хулиганы. Однако подписывать «вольную» директор им не спешит. Для таких индивидуумов у него имеется отдельный закон: — Я никогда никого не отчисляю, стараюсь бороться до последнего. Даже самым отъявленным оболтусам, тем, кто по месяцу не ходит на занятия, «смертную казнь» заменяю «вечной каторгой» — смеется он, — заставляю готовиться, назначаю пересдачу. Но если и тут мои попытки достучаться оказываются бессильны, перевожу на заочное отделение. Но уже не на бюджет, а на контракт…
Все, кому довелось общаться с ним, отмечают в нем сильного, доброго, неординарного, талантливого человека, умеющего всегда и во всем достигать поставленной цели. Правда сам он главным залогом своих успехов считает простую привычку любое начатое дело доводить до конца.
На сегодняшний день преподавательский состав техникума насчитывает более 160 человек, многие из которых работают здесь по 20‑30 лет. Среди них — 3 кандидата наук, 4 методиста, 4 старших преподавателя, 61 магистр, большинство имеют высшие квалификационные категории и богатый опыт работы на производстве.