Прорыв в космос

02.10.2017 07:21   -
Автор:
В 1947–1948 годах сотрудник оборонного НИИ М. К. Тихонравов и его небольшая группа без всяких ЭВМ, используя только логарифмические линейки, проделали большую расчетную работу и доказали реальный вариант такого ракетного пакета, который мог бы разогнать определенного веса груз до первой космической скорости — 7,9 км / с. С. П. Королев поддержал этот вариант ракеты. В феврале 1953 года было принято решение о создании межконтинентальной баллистической ракеты. Из двух самых перспективных ракет — двухступенчатая (пакет) и двухступенчатая с крылатой второй ступенью — была выбрана первая конструкция, конструкция и расчет М. К. Тихонравова. Ракета, способная достичь любой точки земного шара, была нужна для обороны страны. Она же могла и поднять в космос спутник, а впоследствии и космические корабли с космонавтами на борту.
26 мая 1954 года Королев пишет в Совет Министров СССР: «Проводящаяся в настоящее время разработка нового изделия с конечной скоростью около 7 км / с позволяет говорить о возможности создания в ближайшие годы искусственного спутника Земли. Путем некоторого уменьшения веса полезного груза можно будет достичь необходимой для спутника конечной скорости 8 км / с…»

Тихонравов передает Королеву докладную записку, что ракета-носитель по расчету может поднять полезный вес от 1 т до 1,4 т. У конструкторов было желание запустить сразу тяжелый спутник. Но время торопило. 29 июля 1955 года президент США Дуайт Эйзенхауэр обнародовал в Белом доме специальное коммюнике о том, что Соединенные Штаты ведут подготовку к запуску искусственного спутника Земли.
Это вызвало сенсацию, хотя американцы начали писать о спутнике Земли с 1946 года.
Время шло, а дела с нашим спутником огорчали и тревожили Королева.
Был определен примерный срок запуска — лето 1957 года. За два года необходимо было разработать и изготовить аппаратуру, источники питания, систему терморегулирования, радиотелеметрическую систему, систему управления работой бортовой аппаратуры и многое другое. С. П. Королев понимал главную опасность: единую задачу решали десятки предприятий-исполнителей. Сбой в одном звене прерывал всю цепь.
В конце 1956 года Тихонравов вдруг предложил Королеву изготовить спутник полегче и попроще, килограммов на 30. Сергей Павлович быстро оценил ситуацию: простейший спутник (в документации — «ПС») можно было сделать своими силами, подключив минимальное количество смежников: Н. С. Лидоренко — ответственного за источники тока, и М. С. Рязанского — ответственного за аппаратуру.
Первый старт ракеты Р-7 (8К71) состоялся под руководством С. П. Королева 15 мая 1957 года. Ракета не пошла: развалилась на активном участке траектории. Позже выявили обычный заводской брак: одна из множества измерительных трубок высокого давления была изготовлена негерметично.
Очередной старт был намечен на 6 июня. Но отсрочка растянулась почти на месяц. На стартовую площадку обрушился сильный ливень. За несколько минут бушующая водная стихия затопила все сооружения, обрушила легкие постройки, повредила стартовый комплекс, не рассчитанный на такие погодные условия.
Все повреждения в течение месяца были устранены, и в июле была предпринята попытка второго пуска. Но ракета не пошла — закрутилась, упала со стартового стола и развалилась.
После тщательного анализа отказов конструкторами и испытателями Королев заключил: теперь «семерка» будет летать, так как она исчерпала запас возможных отказов. Она поднимет в космос спутник.
Третий пуск был успешным. Он состоялся 21 августа 1957 года. А через полтора месяца — 4 октября — с космодрома Байконур стартовала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с первым простейшим искусственным спутником Земли.
Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли явился подлинной сенсацией и был восторженно встречен во всех странах мира.
Спутник имел герметичный алюминиевый корпус в форме шара диаметром 58 сантиметров. Корпус заполнен сухим азотом при давлении, немного превышающим нормальное атмосферное давление. Внутри него были размещены: блок электрических источников тока (три серебряно-цинковых аккумулятора); радиоперадающее устройство (два радиопередатчика, в которых использовались электронные лампы); датчики температуры и давления. Общая масса спутника составляла 83,6 килограмма, а на долю источников питания приходился 51 килограмм. Антенная система состояла из четырех штыревых антенн. Время полного оборота спутника вокруг Земли составляло 96,2 минуты, наибольшее удаление от поверхности Земли (апогей) — 947 километров, наименьшее (перигей) — 228 километров.
Радиопередатчик спутника работал две недели, как и было запланировано: к этому времени были израсходованы источники питания. Бесперебойная работа спутника показала, что в течение этого времени метеоритных пробоев и потери герметичности корпуса не произошло. Значит, метеоритная опасность была не так уж велика, как предполагали некоторые исследователи. При приеме сигналов спутника изучались условия их прохождения через ионосферу Земли и ее влияния на распространение радиоволн. Когда замолчали радиопередатчики, оптические телескопы и радиолокаторы продолжали наблюдение. Тщательные наблюдения за полетом спутника позволили собрать ценный научный материал о законах движения искусственных спутников, о плотности верхних слоев атмосферы, о тепловых условиях полета.
Из-за торможения в верхних слоях атмосферы спутник начал постепенно снижаться. Он пробыл на орбите 92 суток, совершив 1400 оборотов вокруг Земли.
4 января 1958 года при вхождении в плотные слои атмосферы спутник прекратил свое существование.
Прошло 60 лет. Уже написаны тысячи статей, книг, воспоминаний. Старт первого спутника Земли проанализирован со всех сторон: научной, технической, исторической, социальной и политической. Он помог взглянуть по-новому на многие проблемы нашего века. А как далеко мы уже ушли по космической дороге!
Рядом со стартовой площадкой на Байконуре стоит скромный обелиск, созданный испытателем космодрома Е. Н. Корниловым: «Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм космоса (1957 г.)».
Нам, инженерам-испытателям космодрома, непосредственным участникам запуска первого спутника, а потом и последующих спутников и уже космических кораблей, нельзя без волнения вспоминать пережитое, выстраданное потом, кровью и сердцем.
Так, при подготовке спутника в МИКе на космодроме в специальной комнате уже все было испытано, смонтировано. Оставалось поставить летную батарею. Полуоболочки спутника укладывают на высокую круглую подставку, в комнату торжественно вносят сияющую полированным корпусом батарею и делают последние контрольные замеры напряжения, чтобы занести в журнал испытаний, и… холодок пробежал по коже, а на лице выступил пот. На нужных контактах штепсельного разъема батареи вольтметр показывал — нуль! Рядом стоят председатель Госкомиссии по пуску спутника В. М. Рябиков, С. П. Королев и другие ответственные лица. Проверяется еще раз, и… тот же нуль! Немедленно была создана специальная комиссия с участием самых ответственных специалистов. С аккуратностью и серьезностью хирургов монтажники вскрыли батарею. Оказалось, что в штепсельном разъеме из-за плохой пайки оторвалось несколько проводов. Принимается решение: провода заменить и заново припаять. С. П. Королев не возмущался, молчал, только желваки на скулах ходили ходуном.
Наконец все сделано, и батарея поставлена в корпус.
2 октября Приказом о летных испытаниях «ПС» на космодроме были назначены: руководителем испытательной команды от ОКБ Л. А. Воскресенский, от ракетчиков-испытателей космодрома А. И. Носов. «Стреляющим», отдающим команды при осуществлении пуска, был назначен от ракетчиков Е. И. Осташов, а за командным пультом сидели два оператора — лейтенант Б. С. Чекунов и старший техник А. И. Корнев.
На стартовую площадку на легковой машине привезли горниста. Заглушая шум стартовых механизмов в ночи прозвучал резкий звук пионерского горна. Торжественность этой минуты навсегда осталась в памяти свидетелей и участников этого события. Только жаль, что фамилия этого горниста осталась неизвестной, видимо, был кто-то из солдат, умеющий владеть горном. Он, наверняка, стал бы легендарным, ведь его сигнал возвестил начало новой эры человечества — космической.
Минут за десять до пуска в пультовую командного пункта спустились С. П. Королев, Л. А. Воскресенский, А. И. Носов и Е. И. Осташов. На пульте управления штатно загораются транспаранты, сигнализирующие о готовности бортовых систем ракеты. Уже все готово к пуску. И вдруг за пять минут до старта оператор Б. С. Чекунов докладывает о том, что транспарант «Вспомогательные системы» погас, чего не должно быть.
Это признак того, что произошел сбой готовности одной из систем, а без готовности всех систем пуск не состоится. Но паники не было. После тщательного анализа случившегося было установлено, что готовность на пульте погасла по вине системы заправки из-за падения в баке уровня окислителя. Это не влияло на дальнейший ход операций, так как готовность этой системы можно было заблокировать вручную, ключом. Здесь же, в бункере, было принято решение проводить пуск с таким замечанием. Что и было сделано.
Тогда никто не думал о значимости происходящего — каждый добросовестно делал свое дело. Энтузиазм, твердая дисциплина, оперативность, высокие инженерные знания и ответственность — вот черты военного инженера-испытателя космической техники, благодаря которым был совершен прорыв в космос.
В Харькове в настоящий момент проживают, продолжают трудиться на разных предприятиях или находятся на заслуженном отдыхе бывшие участники подготовки и запуска первого в мире искусственного спутника Земли военные инженеры-испытатели: А. К. Болховецкий, В. Н. Бондаренко, В. З. Конохов, В. В. Найденов, Г. С. Нестерович, В. А. Сударкин, Л. П. Ганжа, Н. Е. Демьялевко, Т. И. Иногородский, В. Ф. Карпушко.
Американцы выполнили свое обещание. Они тоже произвели запуск спутника Земли «Эксплорер», но четыре месяца спустя — 1 февраля 1958 года (весом 8,3 килограмма). Конструктором его был Вернер фон Браун.
Ветеран-испытатель космодрома Байконур , заслуженный испытатель космической техники, член правления ОКК «Харьков ракетно-космический» П. В. СТРУЩЕНКО