Рада утвердила новые правила маркировки пищевых продуктов
Закон устанавливает общие принципы и требования к информации о пищевых продуктах, в частности в отношении их маркировки, а также обязанности операторов рынка по доведению этих данных до потребителей.
«Этот закон комплексно регулирует все вопросы, связанные с предоставлением потребителям информации о пищевых продуктах. Он запрещает использовать информацию, которая может ввести потребителей в заблуждение. Указанное запрещение распространяется на рекламирование и представление пищевых продуктов», – пояснил в докладе председатель подкомитета по вопросам пищевой промышленности и торговли агропромышленными товарами Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Петр Юрчишин.
Так, законом запрещается приписывать пищевым продуктам лечебные свойства. При этом соавтор законопроекта подчеркнул, что закон обеспечивает предоставление точной, достоверной и понятной рядовому гражданину информации относительно пищевых продуктов.
Принятый закон имеет целью приведения украинского законодательства в соответствие с Положением Регламента Евросоюза №1169 от 25 октября 2011 года о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах.
«От приведения законодательства Украины в соответствие нормам законодательства Евросоюза относительно предоставления потребителям информации о пищевых продуктах выиграют все игроки рынка пищевых продуктов. Оператор рынка будет иметь унифицированные правила о предоставлении потребителю информации о пищевых продуктов, что позволит обеспечить правовую определенность и уменьшить административное бремя», – уточнил Юрчишин.
Законом также устанавливаются требования к обеспечению разборчивости информации о продукте. Например, высота строчных букв в тексте, которым предоставляется обязательная информация о пищевом продукте должна быть не меньше 1,2 мм. В случае использования упаковки или тары, площадь наибольшей поверхности которой меньше 80 кв. см, высота строчных букв должна равняться или превышать 0,9 мм.
Также законом предусмотрено предоставление информации об аллергенах, пищевых продуктах, продажа которых осуществляется дистанционно, об использовании в пищевом продукте рафинированного масла или жиров растительного происхождения, в частности пальмового масла.
Кроме того, закон обязывает операторов предоставлять потребителям информацию и относительно того, подвергался ли пищевой продукт заморозке или размораживанию. При этом название таких продуктов должно обязательно включать слово «размороженный».
Закон предусматривает, что в случае использования в колбасах и сосисках несъедобных оболочек предоставление информации об это является обязательным. Также при маркировке продуктов отныне стоит предоставлять данные о веществах и ингредиентах, вызывающих аллергические реакции или непереносимость.
Информация о пищевых продуктах, согласно принятому закону, должна предоставляться на упаковке на государственном языке. В то же время операторы рынка пищевых продуктов, виновные в нарушении требований настоящего закона, несут ответственность в соответствии с законом «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных». Так, предоставление неточной, недостоверной информации о продукте, изменение оператором рынка информации о нем, влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере 15 минимальных заработных плат, а на физических лиц-предпринимателей – в размере 10 минимальных зарплат. За введение потребителей в заблуждение относительно веществ и пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, штраф составляет 30 минимальных заработных плат для юридических лиц и 20 – для физлиц-предпринимателей.
При этом, реализация продуктов или кормов, маркировка которых не соответствует законодательству, если это не создает угрозу для жизни, здоровья человека или животного, будет караться штрафом в размере 5 минимальных зарплат для юридических лиц и в размере 3 минимальных заработных плат в случае ФЛП.