Безусловно, материальная помощь важна, но она не помогает ребенку подготовиться ко взрослой жизни. Вещи достаются легко и так же легко теряются и ломаются. Дети живут на всем готовом, не учатся ответственности.
«Ничего страшного, еще раз принесут» — формируется отношение к подаренному. Ведь перед глазами нет модели, как зарабатывать деньги на необходимое и бережно относиться к купленному.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
До совершеннолетия ребенка обслуживает персонал. И часто выпускник не знает, что посуду нужно мыть, вещи загружать в стиральную машинку с порошком, а помещение пылесосить и убирать. Точнее знает, но только в теории.
В детских домах дети живут по законам и правилам выживания в учреждениях ограниченной свободы. Статистика холодно утверждает:
• 50 % детей совершают преступление после выхода из интернатных учреждений;
• 20 % становятся бездомными;
• 15 % пытаются покончить с собой;
• 1 % получает высшее образование.
Детям сложно найти себе место в социуме, поэтому они ищут убежища на самом его дне. И один подарок в год ничего не меняет. Они не чувствуют тепла и заботы, получая анонимные посылки.
Как восстановить настоящую, живую связь между сиротами и гражданами за стенами школы-интерната? Существует мировой опыт: работы центров адаптации в США, Финляндии, Швеции, Дании, Германии.
Исследования показывают, что дети-сироты, прошедшие через центры адаптации, отделенные от детдомов, успешней встраиваются в общество, создавая здоровые семьи и достигая карьерных успехов. Чем больше с детстве сирота получает возможностей стать частью здорового социума, тем больше шансов, что, выйдя за двери детдома, он будет готов к полноценной взрослой жизни.
В Украине дети-сироты с инвалидностью смогут проживать в детдомах до 23 лет, а не до 18. Верховная Рада поддержала за основу законопроект № 3594, который предусматривает улучшение социальной защиты лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, имеющих инвалидность. Проект акта предусматривает внесение изменений в ряд кодексов, что позволит лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, имеющих инвалидность, проживать и воспитываться в приемных семьях, детских домах семейного типа до 23 летнего возраста независимо от того, учатся ли они в учреждениях профессионального и высшего образования.
НАСТАВНИЧЕСТВО
Один из вариантов помощи детямсиротам — стать наставником. Это путь, который привлекает взрослых к воспитанию и поддержке детей-сирот, помогая им подготовиться к самостоятельной жизни.
Дети, испытавшие много боли и несправедливости, с рождения видевшие насилие, больше всего мечтают о друге, а не о машинке или кукле. Поэтому наставничество может стать одним из мощных двигателей социализации ребенка, как это происходит в отношениях родителей и детей.
Дети-сироты в большинстве случаев немотивированные и безынициативные, так как привыкли жить на всем готовом и по приказам: «пойди на урок», «ложись спать», «делай, как говорят». Именно поэтому дети особенно нуждаются в дополнительном вдохновении, которое могут получить от людей, которые чего-то достигли.
Например, бесценное влияние на ребенка оказывает встреча с мастером своего дела или лидером-активистом. Дизайнер или программист, журналист или инженер, бизнесмен или учитель — все могут рассказать о своем деле так, что ребенок захочет заняться им. Важно вдохновить ребенка примером мечтать и воплощать свои мечты в реальность.
10 ВАРИАНТОВ, КАК МОЖНО ПОМОЧЬ ДЕТЯМ-СИРОТАМ
Поддержать финансово те организации, которые реально помогают детям-сиротам социализироваться. Можно присоединиться к любому из проектов как волонтер и проинвестировать время и талант в социализацию детей-сирот. Знакомить ребенка с миром за стенами детского дома: показывать природу и город, посещать музеи, театры, арт-пространства, заинтересовать спортивной или творческой секцией, вдохновить на обучение.
Это всесторонне развивает детей, дает им нужные знания об окружающем мире и источники вдохновения. Провести кинопоказ или спектакль с обсуждением. Это позволяет познавать и анализировать мир и приобщает к культуре. Также можно ставить спектакли, приглашать выступить театральные группы. Важно вовлечь зрителей в активное обсуждение после просмотра, проводя параллели между увиденным и реальной жизнью. Провести игру-симуляцию. Пригласите тренера с игрой, имитирующей какую-то часть реальной жизни. Это познакомит детей с финансовой грамотностью, научит управлению временем, коммуникационные игры — общению и взаимопониманию. Организуйте встречу с успешными выпускниками детских домов. Подобные встречи послужат для ребенка доказательством, что его жизнь в его руках. И детский дом — не причина ожидать, что другие тебе что-то должны и обязаны обеспечивать. Дарить нужные подарки. У каждого детского дома свои нужды: кому-то не хватает одежды, где-то нужна мебель или ремонт. Обязательно свяжитесь с директором по телефону или электронной почте. Детально расспросите о количестве и размерах всего, что необходимо. В каждом регионе своя финансовая обстановка и выделяемые денежные средства на содержание сирот. То, чего недостаточно в области, в областном центре может быть с избытком. Если неохота выяснять все самому — можете связаться с профильными организациями. Станьте наставником для ребенка в проекте — другом и проводником во взрослый мир. Проводите с ребенком время, делитесь опытом, учите необходимым для жизни вещам, дарите внимание и любовь. Помогите с уроками. Как правило, ребята из детских домов и школ-интернатов учатся хуже своих сверстников. Если вы научите ребенка учиться, то цены вам нет. Проведите мастер-класс. Познакомьте ребенка со своей специальностью, расскажите, покажите и дайте возможность ребенку примерить на себя вашу профессию. Возможно, вам удастся вдохновить его стать инженером, музыкантом, дизайнером или копирайтером. Не отворачивайтесь от их проблем. Сегодня эти дети сироты. Но завтра они — ваши соседи, коллеги, отцы и матери. Каждый из нас заслуживает счастливую и достойную жизнь.
Дети-сироты Харькова получают денежную субвенцию от государства на приобретение жилья. По словам директора Департамента служб по делам детей ХГС Александра Малько, субвенция выделяется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины. Согласно документу, на субвенцию могут претендовать дети-сироты в возрасте от 16 до 23 лет, состоящие на квартирном учете. В Харькове проект реализуется в рамках городской Комплексной программы «Навстречу детям», инициированной Харьковским горсоветом.