Реформа местного самоуправления: тест на зрелость власти и общества

12.04.2013 09:16   -
Автор:

Проблема укрепления власти на местах назрела уже давно, практически с момента обретения Украиной независимости. Однако многие важнейшие вопросы по сей день остаются нерешенными. Причиной тому явилось отсутствие четко разграниченной системы полномочий и обязанностей между местной государственной властью и органами местного самоуправления. Говоря проще, непонятно, кто что делает и за что отвечает. «В настоящее время четко определены только полномочия секретаря городского совета и должностных лиц исполнительного комитета городского совета, больше ни один исполнительный орган местных советов не упоминается. О какой качественной услуге населению можно говорить? Поэтому с расширением прав органов местного самоуправления в обязательном порядке в законодательстве должны быть прописаны все, кто принимает решения местных громад и решает местные проблемы», — заявил председатель ХОГА Михаил Добкин.


Из 1680 населенных пунктов Харьковской области 513 находятся на грани существования. В целом, в Украине с 1991 года численность сельского населения сократилась на 2,5 миллиона человек. Вместе с тем количество сельсоветов увеличилось на 1067. В половине всех территориальных громад (их 12 тысяч) проживают до 3 тысяч человек, в 5 тысячах громад — до 1 тысячи человек, в 1 тысяче громад — до 500 человек.

Кроме того, в 1996 году, когда в первой редакции Конституции Украины, впервые появилось понятие местного самоуправления, его представители не располагали реальными финансовыми механизмами для исполнения всех своих обязанностей, положенных законодательством. По мнению губернатора, единственный путь сдвинуться с мертвой точки лежит в создании условий для экспертов в вопросах местного самоуправления и самоорганизации населения. «Необходимо подключать к обсуждению специалистов по финансам, земельным отношениям, юристов и поставить такие акценты при обсуждении, чтобы люди понимали, о чем идет речь, зачем им это надо и что они получат на выходе», — сказал он.
«Именно продуктивная работа в регионах является залогом сильного государства, — отметил председатель ХОГА Михаил Добкин. — Чем децентрализованнее власть, тем эффективнее решаются существующие задачи. Опыт цивилизованных стран — тому свидетельство. Однако следует признать, что сегодня у нас не на должном уровне организована подготовка кадров в органах местного самоуправления, слабо проводится переобучение, не всегда оперативно доводятся до руководителей и работников местного самоуправления нововведения, происходящие в обществе. Отсюда — серьезные правовые проблемы. Если взять географию составления протоколов о коррупции в Харьковской области, то она будет не в пользу сельских поселковых советов. Почему так происходит? Выступая на координационном совете в прокуратуре, я уже говорил, что практика составления протоколов и привлечение к ответственности людей, которые руководят небольшими населенными пунктами, и не имеют юриста, достаточного образования и т. д. — не есть метод борьбы с коррупцией. И это лишь один пример, в целом же таких недоработок — масса».
Он также подчеркнул, что схема реализации реформы ни в коем случае не должна спускаться сверху, а основываться исключительно на местной инициативе, начиная с самых маленьких населенных пунктов. «Мы обязаны сделать все, чтобы в ближайшие два года реформа органов местного самоуправления дошла до законодателя, получила конституционное большинство в Верховной Раде, была подписана Президентом и стала частью нашего национального законодательства», — заявил губернатор.
Так, в ближайшее время в области планируется создать рабочую группу под началом заместителя председателя ХОГА Василия Хомы, которая займется разъяснительной работой с населением относительно основных положений реформы. В ее состав войдут представители областной администрации, областного совета и органов местного самоуправления: сельские головы, мэры городов и секретари горсоветов, депутаты различных уровней, а также ученые и специалисты.
В свою очередь председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов отметил, что результатом Концепции реформирования местного самоуправления, которую Кабмин одобрил 8 апреля, должно стать расширение прав территориальных громад, получение сбалансированной и эффективной системы регионального управления, в полной мере соответствующей Европейской хартии местного самоуправления. Данная реформа, считает он, является испытанием на зрелость власти и общества. «Это безальтернативный путь, который Украина должна пройти, как демократическое государство. И я надеюсь, мы с задачей справимся», — подчеркнул председатель облсовета. Проводиться реформа будет в два этапа: подготовительный (2013–2015 гг.) и основной (2015–2020 гг.).
Начинать, по мнению С. Чернова, нужно с перестройки и совершенствования модели управления развитием регионов. «Мы уже не раз говорили о таком неприятном явлении как пребывание территориальной громады в составе другой территориальной общины или другой административно-территориальной единицы. На сегодня по Украине мы имеем 89 таких «матрешек». В Харьковской области это город Лозовая (3 совета и 7 населенных пунктов), Купянск (2 совета и 3 населенных пункта), в прошлом году к ним присоединился областной центр после изменения границ города (Кулиничевский поселковый совет). Согласно Концепции, административно-территориальное устройство состоит из трех уровней с соответствующими органами местного самоуправления: базовый (сельский, поселковый, городской советы) районный; областной. На всех трех уровнях советы имеют право формировать собственные исполнительные органы. Кстати, это право закреплено в Европейской хартии местного самоуправления. Однако на практике оно не реализуется, поскольку не предусмотрено Конституцией», — сообщил председатель облсовета.
Еще одна проблема — вымирающие села. «29 населенных пунктов сегодня полностью пустые, 136 населенных пунктов имеют от 1 до 10 человек и 348 – менее 50 жителей», — констатирует С. Чернов. Выходом в сложившейся ситуации может стать добровольное объединение территориальных громад, право на которое прописано в Концепции реформирования. При этом государство должно обеспечить населенные пункты единоразовой материальной помощью на улучшение инфраструктуры.
ГОСДОТАЦИИ — К УРОВНЮ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Реформой также предполагается объем дотаций из государственного бюджета приравнять к уровню каждого местного бюджета. По мнению С. Чернова, уровень местных бюджетов в перерасчете на одного жителя не может быть меньше, чем уровень госбюджета. «В Украине из почти 15 тысяч местных бюджетов, 5,5 тысячи — на 70 % дотационные. В 2013 году дефицит финансовых ресурсов в местные бюджеты на выполнение полномочий органами местного самоуправления составил 30 миллиардов гривень. Бюджетная сфера органов местного самоуправления обеспечивается на три четверти от реальной потребности», — сообщил он.


По информации С. Чернова, в Харьковской области государственные дотации получают как районные, так и городские бюджеты. Сумма дотации — 2 миллиарда 140 миллионов гривень. Бюджетная сфера обеспечивается на 75 % от реальной потребности, а собственные доходы местных бюджетов составляют 10 %.
Для внедрения Концепции в жизнь, не помешал бы закон о государственной политике относительно регионального развития с привязкой финансирования регионов к ВВП страны, считает С. Чернов. «В настоящее время на развитие регионов идет 5 % ВВП. 70 % от этой суммы распределяется в соответствии с количеством населения, а 30 % — в зависимости от развития региона. Каждому региону нужно обрести стабильность, чтобы, независимо от того, кто будет при власти, рассчитывать на получение конкретной суммы. К примеру, не менее 500 миллионов. Тогда эти средства можно закладывать в стратегии, целевые, долгосрочные программы, реконструкцию и ремонт дорожной сети, строительство и т.  д.», — говорит Сергей Чернов.