Роботы могут заменить учителей в классах в ближайшие 10 лет — так считают ученые.
Один из них, сэр Энтони Сэлдон из Букингемского университета утверждает, что умные машины будут приспосабливаться к индивидуальным потребностям и возможностям ученика, подбирая оптимальный стиль обучения. Причем, научатся делать это так гибко, что вскоре традиционное академическое обучение сойдет на нет. Владелец колледжа в Веллингтоне подтвердил, что подобные программы уже разрабатываются в Силиконовой долине. Роботов учат определять способ мышления ребенка, считывать выражение лица и находить наилучший способ общения с ним.
Новая эра учителей-автоматов сделает ненужным ежегодный сбор школьников и студентов по классам. Персонализированные роботы станут учить чему угодно и где угодно. Только 30 % школьного времени дети будут проводить в школьных стенах. Ученый считает, что отпадет сама проблема «лучшего учителя» и «лучшего колледжа» — идеальный учитель будет в полном распоряжении каждого ученика в течение всего периода учебы.
Сэр Энтони – историк современности, написавший биографии многих политических деятелей – Тони Блэра, Дэвида Кэмерона, Гордона Брауна. Недавно он завершил книгу «Четвертая революции», которая увидит свет в следующем году. В ней ученый говорит о четвертой, интеллектуальной революции в образовании. Первоначально обучение ограничивалось основами выживания — навыками охоты, земледелия, строительства жилищ, элементов ремесла.
Второй революцией образования педагог считает появление устного группового обучения — например, школ греческих философов. Третью вызвало появление книгопечатания.
Мы живем в исторический период четвертого переворота. «Новые технологии уже начинают изменять современную школу. Я думаю, что переворот завершится в ближайшие 10 лет», — утверждает сэр Энтони. «Это будут машины, понимающие, как и в каком виде давать вам новые знания – не слишком сложные и не слишком легкие, но такие, какие нужны именно вам».
Учителя не сразу уступят рабочие места роботам. На начальном этапе им отводится роль экзаменаторов, контролирующих процесс освоения учеником дисциплин. Новая технология должна вводиться крайне осторожно. Поскольку инфантилизм учеников и учителей может погубить грандиозную идею на корню.
Ученый предупреждает об опасности будущих нововведений: «Если мы будем пользоваться технологией неправильно, результат будет плачевен. Я могу проиллюстрировать это на примере GPS-навигаторов: сегодня большинство из нас настолько привыкли получать подсказки, что не знают, как прочитать карту».
Подготовила Ольга Тараб