"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Родители VS дети: чего на самом деле хочет ваш ребенок?

— Добро, тепло, понимание, терпение и поддержка — вот наш секрет, который отлично работает, если вы хотите видеть в своем ребенке не вашу копию, которая реализует ваши мечты, а личность со своими желаниями и целями, — рассказывает Дана Владимирская, учредитель УВК «Новатор». — Так заведено, что мы делаем какие-то вещи, не задавая себе вопрос: «Зачем?» Затем учим своих детей делать эти вещи, потому что мы их делали. Самое страшное, что родители и учителя могут сделать с детьми, — это подменить желания. Мама решает, когда малышу есть или спать (ПОЧЕМУ?), папа решает, на какие кружки будет ходить ребёнок (ПОЧЕМУ?), и этот список бесконечен. Откуда у взрослого человека появятся свои желания, своя ответственность за поступки, своя осознанность жизни, если вместо него в детстве всё время хотел кто-то, а не он?
Мы не верим детям, а зря. Они лучше нас знают, что сейчас, например, осень, и им на самом деле очень интересно, почему с деревьев опадают листья и птицы улетают на юг, они способны в невероятных красках передавать осенние пейзажи (если, конечно, кто-то до этого, подменив их желание своим, не научил, «как правильно»).
Сколько есть примеров, когда, став взрослыми, дети клали на стол родителям диплом и навсегда забывали о нем, занимались, наконец, тем, о чём мечтали. Это результат подмены желания. Так, может, пора уже проснуться и спросить, прежде всего, самого себя: «Зачем?»
Спросить учителя перед уроком: «Зачем я здесь?», «Зачем мы это сейчас будем изучать?» Спросить себя: «Зачем я говорю ребёнку эти фразы?», «Зачем ему читать?» и т. д.
Давайте признаем, наконец, что прошли времена, когда одно понятие «учитель» вселяло даже во взрослого человека какой-то нелепый страх (часто мы путаем его с уважением). Теперь нужно потрудиться и за счёт своей харизматичной (или не очень), креативной (или не очень), интеллектуальной (или не очень) и т. д. личности, стать для учеников не идолом поклонения, а партнёром, который помогает раскрывать этот невероятный мир.
«Самая большая глупость — это делать то же самое и надеяться на другой результат». Эту фразу Альберта Эйнштейна можно применить к любой отрасли, но особенно, на мой взгляд, она касается педагогики. Как мы можем воспитывать наших детей методами, которые не работали уже до нашего рождения? Легко. С нами это делали наши учителя, родители, бабушки во дворе, да и все, кто считал своим долгом нас повоспитывать.
Спрашивать и понимать ответ важно. Потому что, пока мы сами не найдём ответов, мы не сможем научить этому никого. А если не научимся, так и будем жить, не имея своих желаний и подменяя чужие желания своими…
Чтобы определиться с целями в воспитании детей, мы предлагаем вам сделать упражнение «Определение цели».
Ответьте на несколько вопросов.
Чего вы на самом деле хотите для своих детей? Отвечая на этот вопрос, вы поймете, какие качества и стремления вы будете поощрять и развивать в своих детях (отвечать на этот вопрос надо периодически, а не один раз после рождения ребенка, потому что все мы люди и наши желания, цели, ожидания, притязания имеют свойство меняться). И именно от этого зависит, о чем вы будете с ними говорить, и как дети будут воспринимать самих себя.
Какие качества, привычки, умения, модели поведения вы хотите развить в ваших детях? Ответы помогут вам определиться со стратегией достижения вашей цели. (А после добавьте к ответам на этот вопрос комментарий, для чего эти качества, привычки, умения, модели поведения послужат вашим детям, а для чего — вам самим.)
Большинство родителей хотят для своих детей одного и того же, независимо от принадлежности к той или иной культуре. Вот этот список:
• ответственность и надежность;
• умение принимать решения;
• устойчивость к стрессу;
• умение не поддаваться соблазнам;
• удачливость;
• высокий интеллект;
• сострадательность;
• умение не пасовать перед трудностями;
• финансовая независимость;
• здоровье;
• стремление к получению знаний;
• уверенность в себе и чувство собственного достоинства;
• чувство справедливости;
• умение строить крепкие отношения.
Возможно, вы продолжите список, возможно, сократите или измените. Это ваши дети, но это их жизнь. Вы готовите ВАШИХ детей к ИХ жизни, точнее, вы их вооружаете. Как и чем и для чего — решать вам.