Самому востребованному самолету в мире исполнилось 50 лет
За полстолетия корпорация Boeing продала свыше 9400 единиц B737 и собрала заказов еще на более чем 4400 таких самолетов, что сделало эту модель самой массовой, самой продаваемой в мире. Фактически именно она сформировала наше представление о внешнем виде современного пассажирского самолета с двигателями под крыльями.
А ведь начиналось все достаточно скромно, без претензий на мировой рекорд, фактически под давлением одного из крупных клиентов – немецкой авиакомпании Lufthansa. К середине 1960-х годов она ощутила острую потребность в новом небольшом экономичном самолете – и буквально уговорила Boeing заняться его разработкой. В феврале 1965 года корпорация дала старт соответствующей программе, одновременно объявив о полученном из ФРГ заказа на 19 таких лайнеров.
Два года спустя, 9 апреля 1967 года, B737 впервые совершил испытательный полет, а уже в декабре Lufthansa получила первый серийный экземпляр. Его эксплуатация началась в феврале 1968 года. Так что эта модель сначала летала за границей, в Германии, а лишь потом – у себя на родине в Америке.
Выход на рынок европейского конкурента Airbus 320, которого французы, немцы, испанцы и британцы совместно подняли в небо в феврале 1987 года, два десятилетия после премьеры Boeing 737, стало для американской модели серьезным вызовом. Так, европейцы первыми осознали, что авиакомпании заинтересованы в технически идентичных самолетах разной вместимости – и начали наряду с A320 выпускать A318, A319, A321, которые отличаются друг от друга только по своей длине и, соответственно, числу кресел.
Создание в 1970 году консорциума Airbus было ответом стран ЕС на фактическую монополию США в гражданском самолетостроении Запада. Корпорация Boeing получила грозного конкурента, со временем отвоевавшего у нее примерно половину рынка, но одновременно и мощнейший стимул к постоянным инновациям.
Тот факт, что сейчас выпускается уже третье поколение модели B737 (“классическая”, Next Generation, MAX), во многом объясняется успехами семейства A320.
Подготовила Ольга Тараб