Сегодня – 115 лет со дня рождения Амелии Эрхарт

24.07.2012 10:49   -
Автор:

Амелия родилась в семье адвоката и была старшим ребенком в семье – вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года. С ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Она читать научилась в четыре года и особенно ее притягивали книги о великих открытиях и приключениях. В 10 лет девочка впервые увидела самолет, но он не вызвал у нее интереса.

Со временем финансовое положение семьи ухудшилось. Отец начал пить, что постепенно погубило его карьеру адвоката. В поисках новой работы семья несколько раз переезжала. В конце концов мать забрала Амелию с сестрой к родственникам в Чикаго.

Приехав в 1917 году в Торонто, чтобы навестить младшую сестру, Амелия увидела на улице тяжело раненых солдат, прибывших с фронтов Первой мировой войны. Амелия была впечатлена и записалась на ускоренные курсы медсестер и пошла работать в военный госпиталь. К концу войны девушка поняла, что должна посвятить свою жизнь медицине. Однако недалеко от госпиталя находился военный аэродром, и, посетив несколько аэрошоу, Амелия заинтересовалась авиацией.

В 1920 году семья переехала в Лос-анджелес, где Амелия начала брать уроки летного мастерства. Её первым инструктором была Анита (Нета) Снук — одна из считанных в те годы женщин-летчиц. Уроки стоили недешево, и чтобы оплатить обучение Амелия стремилась получить работу. Она играла на банджо в мюзик-холле, работала фотографом, кинооператором, учительницей, секретаршей, телефонисткой, автомехаником и водителем грузовика. Через год Амелия приобрела собственный ярко-желтый биплан “Киннер Эйрстер”.

В октябре 1922 года Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 14 000 футов (около 4300 м) — выше, чем это удавалось до сих пор любой женщине-пилоту. Постепенно она «нарабатывала профессиональную репутацию». Интерес публики к авиации в те годы был огромен, и на аэродромах Калифорнии часто проводились авиашоу с имитацией воздушных боев, разнообразными рискованными трюками и состязаниями в искусстве высшего пилотажа. Уже к концу года Амелия стала признанной звездой подобных воздушных родео.

После усложнения финансового положения, развода родителей, переезда в Бостон Амелия стала учителем английского языка для детей иммигрантов в детском доме.

После перелёта Чарльза Линдбергачерез Атлантический океан в 1927 годужившая в Англии богатая американка Эми Гест выразила интерес к тому, чтобы стать первой женщиной, пересекшей Атлантику по воздуху. По её мысли, перелет должен был символизировать дружбу междуВеликобританиейиСША. Перелет был организован известным нью-йоркским издателем Джорджем Палмером Путнамом. Для перелета был куплен 3-х моторный«Фоккер» F-VII, названный «Friendship» («Дружба»), и наняты пилот Уилмер Стульц и бортмеханик Лу Гордон. Однако узнавшие о приготовлениях родственники заставили Эми Гест отказаться от полёта. Тогда она решила подыскать «подходящую» девушку: «американку, умеющую пилотировать самолёт, и обладавшую симпатичной внешностью и приятными манерами». Ею и оказалась Амелия Эрхарт.

В 1928 году Амелия совершила трансатлантический перелет, вылетев из Ньюфаундленда и приземлившись у побережья Англии – в Бэрри-Порте (Уэльс), за 20 часов 40 минут. Из-за сочетания плохой погоды и отсутствия опыта управления тяжелыми многомоторными самолётами, Эрхарт проделала этот путь фактически в качестве пассажира. Однако стала первой женщиной, пересекшей океан.

Получив известность и часто публикуясь в прессе, Амелия любила заканчивать свои публичные выступления фразой: “До скорой встречи на трансатлантической авиалинии!”.

В 1929 году Эрхарт помогла сформировать международную организацию пилотов-женщин, названную «Девяносто девять» — по числу первых её членов, и в 1930 году она была избрана первым президентом новой ассоциации (сегодня её членами являются тысячи женщин-пилотов из многих стран мира).

Позже Эрхарт купила новый самолет Lockheed Vega 5b (который сегодня выставлен в Национальном музее авиации и космоса). Амелия несколько раз сама пересекает Атлантику и становится одной из самых популярных людей в Америке.

В 1937 году, отправившись в кругосветное путешествие на двухмоторном моноплане «Локхид-Электра» L-10E с двумя штурманами Гарри Мэннингом и Фредериком Нунаном, шасси на разбеге не выдержало веса перегруженного топливом самолёта, и попытка не удалась. Второй раз ее сопровождал лишь Нунан. По распоряжению президента Рузвельта на тихоокеанском острове Хоуленде была построена взлётно-посадочная полоса, специально для перелета Эрхарт. Согласно донесению командира корабля, связь была нестабильной, Эрхарт сообщала об очень плохой погоде на маршруте и о сложностях с точным подходом к острову из-за плохой видимости. Последняя принятая от неё передача была — «Наш курс 157—337… Повторяю… Повторяю… нас сносит на север…!» Масштабная и продолжительная поисково-спасательная операция ни к чему не привела. Неофициальные поиски Амелии и Нунана продолжаются до сих пор.

Эрхарт считала, что это будет её последний рекордный полёт, после чего она отдаст дань “калифорнийскому солнцу, книгам, друзьям и спокойному отдыху на природе”.

В 2009 году вышел биографический фильм “Амелия” с Хилари Суонк в главной роли.