"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Сейфаддин Гурбанов: «Мечтать некогда — много интересной работы»

Сегодня с творчеством скульптора Сейфаддина Гурбанова знаком практически каждый харьковчанин. Его работы украшают город, а многие скульптурные композиции стали визитными карточками Харькова.
Бронзовая фигура Александра Невского возвышается на проспекте Академика Павлова, перед входом в Харьковский государственный технический университет строительства и архитектуры студентов встречает архитектор Бекетов, а над площадью Конституции за харьковчанами с крыши наблюдает скрипач, который стал одной из достопримечательностей города, а вместе с ним и множество других работ, созданных руками мастера.
Сейфаддин Али оглы Гурбанов родился в Нахичеванской области, Азербайджанской ССР.
Первым и самым сильным впечатлением для будущего скульптора, как ни странно, стало кладбище. Будучи еще в первом классе он увидел надгробие, выполненное в виде мужской фигуры. Человека «выходящего из камня» Сейфаддин воспринял как нечто поразительное и чарующее.
«Каких-либо возможностей заниматься рисованием или скульптурой в том городе, где я жил, не было. Не было ни студии, ни художественной школы, — вспоминает художник. — Я помню, как в восьмом классе, гуляя возле речки, слепил из глины небольшую поделку, и похвастался ею перед друзьями, говорил, что буду скульптором. Хотя многие тогда даже не понимали, что означает это слово».
Заявление школьника о том, что он уже выбрал себе будущую профессию, удивило и представителей из управления образования, которые приехали в школу из районного центра. Среди «будущих» докторов, учителей, рабочих он один смело заявлял, что посвятит всю свою жизнь творчеству, хотя тогда еще сам мало, что знал о работе скульптора.
«Представители районо долго меня расспрашивали, интересовались выбором моей профессии. И один из них посоветовал мне ехать после школы в Грузию, где я бы смог получить нужное мне образование. Но после школы выбор пал на исторический факультет Педагогического института, который находился у нас в Нахичевани».
Поступить в педагогический Сейфаддину не удалось. К счастью не удалось, как сейчас говорит сам художник.

Гранит науки, изгрызенный вдоль и поперек

 Второй попыткой получить высшее образование стал приезд в Баку, где Сейфаддин намеревался поступить в техническое училище.
«Друг моего отца обещал встретить меня в Баку и помочь первое время, — рассказывает скульптор.
— Но как оказалось, знакомый не сдержал свое слово. Первые три дня мне приходилось спать на вокзале. Я приехал в город в конце августа, и, естественно, вступительные экзамены в учебных заведениях уже закончились. Но возвращаться домой не входило в мои планы. И я решил просто так подойти к директору технического училища и попроситься на учебу. Тот был очень удивлен, но, тем не менее, назначил встречу на следующий день. И не просто встречу — собралась комиссия, которой я должен был сдавать экзамены. У меня не было никакой подготовки, только желание и все. В итоге я сдал единственный экзамен по рисунку, за который получил оценку 4. Но, несмотря на эти обстоятельства, в итоге я окончил училище с красным дипломом».
После училища последовала служба в армии, потом новая попытка поступить в вуз. И на этот раз в Бакинский педагогический институт, но уже на художественно-графический факультет.
Но, как рассказывает сам скульптор, специальность педагога его не устраивала.
«Спустя полгода после поступления я пришел в мастерскую к одному известному скульптору, художнику и попросился работать у него в мастерской. Полтора года я работал у него как уборщик — подметал мастерскую, делал подсобные работы. Кроме того, я подрабатывал в Институте повышения квалификации учителей, где писал плакаты.
Я проучился в пединституте два года, после чего пришел к скульптору, у которого работал и заявил, что уезжаю в Россию, поступать в художественное училище. Тогда он посоветовал мне ехать в Грузию или в Харьков. Ехать в Грузию мне не хотелось, поэтому с пединститута меня перевели в Харьковский художественно-промышленный институт (сейчас — Харьковская государственная академия дизайна и искусств — прим. автора) сразу на второй курс. В те времена профессия скульптора была очень престижной, на курс брали всего четыре человека. Признаюсь честно, я мало что умел делать, мне приходилось нелегко. Но через год меня начали замечать, а через два года я уже был среди лучших студентов. Когда я учился на пятом курсе, заведующая кафедрой Любовь Игнатьевна Жуковская предложила мне остаться работать в институте».
Через три года молодого специалиста Гурбанова отправили в Ленинградскую Академию художеств, где он шесть месяцев проходил стажировку у известных советских скульпторов, таких как Михаил Аникушин и Борис Пленкин.
После стажировки Сейфаддин Али оглы вернулся в Харьков на должность преподавателя в Харьковский художественно-промышленный институт.
В 2004 году Сейфаддину Гурбанову присвоено звание заслуженного художника Украины. А спустя шесть лет, в 2010-м он стал народным художником Украины.

Как создавались «чудеса»

 Первая официальная работа начинающего скульптора увидела свет в 1990 году. Тогда в Харькове первый (и последний раз) проходил Международный симпозиум по камню, в котором от союзных республик участвовали ведущие скульпторы. Всего в конкурсе принимали участие 22 человека. Сейфаддин Гурбанов стал участником симпозиума случайно, заменив на конкурсе пожилого скульптора, который посчитал, что может не справиться с конкурсным заданием.
Немногие харьковчане догадываются, что каменная скульптура лежащего мужчины с чашей в руке, которая долгое время располагалась возле Харьковского театра оперы и балета, а затем была перенесена в сад Шевченко, и есть первый вклад Гурбанова в культурное достояние Харькова.
Затем был памятник Тарасу Шевченко в Балаклее (Харьковская область), а в 2003 году Гурбанов создал для Харькова скульптурную композицию «Скрипач на крыше».
«Первоначально была идея создать казака на крыше, — вспоминает скульптор. — Но, вспомнив песню «Скрипач на крыше», я решил, что такая композиция намного интересней. Городские власти поддержали эту идею. Хотя моя задумка заключалась еще в том, чтобы на праздники или в определенные дни играла музыка. Но воплотить в жизнь это не удалось».
Работы скульптора стали появляться по всему городу. Для Педагогического университета Сейфаддин Гурбанов создал памятник первой учительнице, Фармацевтическому университету сделал скульптурную композицию «Фармация в веках».
Для ставшего родным Харькова он воссоздал образы Александра Невского, Алексея Бекетова, Ильи Мечникова и даже создал «городские чудеса» — комплекс памятников‑миниатюр — копии известных архитектурных композиций города.
«Делать «Семь чудес Харькова» было очень сложно, эта работа больше для архитектора, чем для скульптора. Тем более лепить фигуры гораздо интересней, чем вырезать тысячу одинаковых окошек на Госпроме. Это было неожиданное поручение, и я не был к этому готов. Выполнять эту работу должны были в Китае, но в последний момент все планы изменились… И вот, ко Дню города в 2009 году появилось первое «чудо» — копия памятника Тарасу Шевченко. Работа над всеми скульптурами шла год, это был тяжелейший труд. Мне приходилось часами рассматривать и изучать архитектурные композиции, копии которых я детализированно воссоздавал».
Тем не менее, огромный труд был проделан не зря — «Семь чудес Харькова» стали одной из визитных карточек города, а площадь Архитекторов — яркой, интересной и необычной достопримечательностью.

Мечты откладываются на потом

Сегодня Сейфаддин Гурбанов — заведующий кафедрой скульптуры Харьковской государственной академии дизайна и искусств.
На его счету множество памятников и скульптурных композиций. Он является автором мемориальных досок нашим землякам, известным харьковчанам: Клавдии Шульженко и Евгению Кушнареву, а также ученому с мировым именем Льву Ландау. В поселке Печенеги стоит памятник поляку Генриху Семирадскому, а в Волчанске — основателю города Василию Колокольцову.
Но не только первая столица может похвастаться работами известного скульптора! Среди работ художника — памятник азербайджанскому поэту Самеду Вургуну в Киеве, офтальмологу, академику Зарифе Алиевой (Ирпень, Киевская область), также мемориальная доска философу Курбану Саиду в Берлине.
Кроме того, скульптор является автором наград «Золотой ягуар», «Европейское качество», «Высшая проба», «Золотой меркурий», «1000-летие».
19 октября Сейфаддину Гурбанову исполняется 50 лет. К своему юбилею ему есть чем рапортовать, есть чем гордиться. И сегодня скульптору можно задать один-единственный вопрос — а о чем еще мечтает заслуженный, народный художник? Есть ли у него давние идеи, которые пока не нашли своего воплощения?
«Если быть честным, то у меня даже нет времени мечтать. Я постоянно в работе — выполняю заказы, делаю новые скульптуры и памятники. Я только успеваю придумывать композиции, когда мне дают новое задание. Совсем недавно в Харьковском педагогическом университете прошло открытие памятника Григорию Сковороде. Это тоже моя работа. А совсем скоро мою работу — памятник афганцам высотой в 6,5 метра — установят в Волчанске. Кроме того, я увлекаюсь сувенирными работами из бронзы. Не могу сидеть без дела. А помечтать я еще успею».
Почетный гражданин области Сейфаддин Гурбанов награжден Почетным отличием Харьковского областного совета «Слобожанская слава», Международным орденом «Святая София», орденом Маршала Жукова, Международной наградой «Сократ» британского университета в Оксфорде. Скульптор также является лауреатом регионального рейтинга «Харьковчанин года» и Всеукраинского рейтинга «Деловой человек Украины».