Школы тоже сдают экзамены
— Это плановая аттестация школ эстетического воспитания Харькова и Харьковской области, которая, в соответствии с Законом Украины «О внешкольном образовании», должна проводиться не реже одного раза в 10 лет с целью осуществления государственного контроля над их деятельностью. В состав аттестационных комиссий входят методисты Областного центра повышения квалификации, специалисты областного и городского Департаментов культуры и туризма, ведущие педагоги музыкального и художественного училищ. Мы должны дать оценку внешнему облику школы, состоянию инструментальной базы, квалификации кадров, методике преподавания, уровню умений учеников, количеству и качеству творческих коллективов, психологическому микроклимату в школе, просветительской работе, ведению документации и многому другому. В рамках аттестации школа проводит отчетный концерт или выставку работ учащихся, а директор отвечает на вопросы о нормативной базе деятельности ШЭВ. В целом же школа живет обычной жизнью, а члены комиссии в течение двух недель проверяют документацию, посещают уроки, беседуют с учителями, детьми и родителями.
— По каждому параметру должны быть выставлены баллы. Как вы измеряете, например, психологический климат коллектива?
— Я не вполне разделяю вашу иронию. Не учитывать этот параметр было бы неправильно, тем более, что все параметры и критерии оценок государственной аттестации были разработаны Министерством культуры Украины с учетом рекомендаций президиума совета директоров ШЭВ Украины во главе с председателем Президиума, консультантом Комитета ВР Украины по вопросам науки и образования, директором ДМШ № 35 г. Киева, заслуженным работником культуры Украины Александром Шалитом.
Каждый проверяющий за две недели почувствует микроклимат и поставит свои баллы в привычной для нас системе школьного оценивания. Среднее арифметическое субъективных мнений членов комиссии даст вполне объективную картину по этому вопросу. Важным катализатором в его определении является, в частности, отчетный концерт. Например, на отчетном концерте ДМШ № 1 им. Бетховена мы все почувствовали слаженную работу настоящей команды единомышленников.
— Скажите, пожалуйста, когда и где будут опубликованы рейтинги школ после проверки?
— По результатам предыдущей проверки аттестована с отличием была только одна школа в Харькове — ДМШ № 13 им. Н. Т. Коляды (директор — отличник образования Украины, лауреат творческой премии Харьковского горсовета, лауреат премии мэра Харькова Зоя Колесникова). Теперешняя же аттестация завершится в 2019 году. Результаты аттестации оглашаются после каждого заседания регионального экспертного совета. Но главной задачей работы экспертных комиссий является методическая помощь каждой школе с учетом ее возможностей и специфики, а не опубликование рейтингов. Вся ценность школ эстетического воспитания — в их разнообразии. Родители же при выборе школы должны ориентироваться не столько на рейтинги, сколько на гармонию между внутренним миром их ребенка и атмосферой в школе. Важно учиться не в самой рейтинговой школе города, а в той, где ребенок будет себя чувствовать наиболее комфортно. Для выбора школы можно посмотреть и наш сайт (onmcpk. kh. ua), где есть перечень всех школ города, и сайты школ, но, главное, походить вместе с ребенком на различные школьные мероприятия (о них тоже можно узнать на нашем сайте заранее).
В мае, например, будут проходить IV Дельфийские игры Слобожанщины, в которых будут принимать участие практически все школы города и области. И там тоже можно будет сделать выбор.
Я считаю, что каждому ребенку нужно дать возможность если не закончить, то хотя бы попробовать учиться в ШЭВ, ведь методика обучения в этих школах, особенно в ДМШ, — это то, чем сегодня активно пользуется Европа. И еще один очень важный момент, я специально интересовалась этим вопросом: среди юных правонарушителей Харькова нет учеников или выпускников ШЭВ. Кроме того, занятия музыкой, живописью, танцем, актерским мастерством вырабатывают у детей трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодится им в будущих профессиях и во всех сферах человеческой деятельности.