Скончался Эльдар Рязанов
“Его не стало”, — сказал Трояновский.
За последний год Рязанова неоднократно госпитализировали. В ноябре минувшего года режиссер был госпитализирован в НИИ имени Бурденко в тяжелом состоянии, откуда был выписан в январе 2015 года.
В августе 2015 года он попал в больницу в центр Бакулева. Сообщалось, что у него был инфаркт, но родственники опровергли эту информацию. В сентябре и октябре Рязанов проходил плановое лечение. 21 ноября появилось сообщение, что Рязанов снова госпитализирован для обследования в одну из московских клиник.
Народный артист СССР Эльдар Рязанов — российский и советский кинорежиссер, сценарист, актер, педагог, телеведущий, писатель, поэт, драматург, продюсер, народный артист СССР. Автор фильмов “Старики-разбойники”, “Невероятные приключения итальянцев в России”, “Ирония судьбы, или с легким паром”, “Служебный роман”, “Вокзал для двоих”, “Гараж” и многих других.
Народный артист СССР, режиссер Эльдар Рязанов скончался в Москве на 89 году жизни.
Кинорежиссер, актер, драматург, сценарист и поэт, народный артист СССР Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в городе Куйбышеве (ныне Самара). В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИК (мастерская Григория Козинцева).
После окончания института Рязанов работал режиссером в документальном кино, снимал сюжеты для киножурналов “Пионерия”, “Советский спорт”, “Новости дня”. Он также сделал киноочерки “Дорога имени Октября”, “На первенство мира по шахматам”, “Твои книжки”, “Недалеко от Краснодара”, “Остров Сахалин” (за этот фильм получил приз кинофестиваля в Канне (1955).
В 1955 году Эльдар Рязанов стал режиссером киностудии “Мосфильм” и поставил (c режиссером Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю “Весенние голоса”.
В 1956 году Рязанов снял новогоднюю комедию “Карнавальная ночь”, которая не только возглавила список самых кассовых картин 1956 года, но и вошла в золотой фонд отечественной комедии.
В последующие несколько лет режиссер снял лирическую комедию “Девушка без адреса” (1957), сатирическую ленту “Человек ниоткуда” (1961), героическую комедию “Гусарская баллада” (1962), персонажи которой превратились в героев устного народного творчества.
Период творческой зрелости Эльдара Рязанова отмечен его содружеством со сценаристом Эмилем Брагинским. Первой их совместной работой стал комедийный детектив “Берегись автомобиля” (1966). Позже они вместе написали более 10 сценариев и пьес. Фильмы “Зигзаг удачи” (1968), “Старики-разбойники” (1971), “Ирония судьбы, или С легким паром” (1975), “Служебный роман” (1977), “Гараж” (1979), “Вокзал для двоих” (1982) и другие, сделанные Рязановым по этим произведениям, создали особый жанр кинематографической комедийной прозы, а герои этих фильмов стали символами 1960-1970-х годов.
В 1980-е режиссер обратился к романтической истории XIX века в фильме “О бедном гусаре замолвите слово” (1980) и к классике — в картине “Жестокий романс” (1984) по пьесе “Бесприданница” Александра Островского.
В конце 1980-х годов Рязанов снял драму “Забытая мелодия для флейты” (1987), молодежный фильм-драму “Дорогая Елена Сергеевна” (1988). В 1993 году поставил фильм “Предсказание” в жанре социальной драмы с элементами притчи и фантастики.
В 1990-2000-х годах режиссер снял трагикомедии “Небеса обетованные” (1991), “Привет, дуралеи!” (1996), “Старые клячи”(2000), “Тихие омуты” (2000), “Ключ от спальни” (2003).
В 2006 году вышел фильм режиссера “Андерсен. Жизнь без любви”, завоевавший Гран-при XV Российского фестиваля “Виват, кино России!” — приз зрительских симпатий и приз прессы.
Последней работой Рязанова стал ремейк “Карнавальной ночи” — “Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя”, премьера которого состоялась 1 января 2007 года.
Всего Эльдар Рязанов поставил 24 комедии, был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес.
В 1979-1985 годах Эльдар Рязанов выступал в качестве ведущего телепередачи “Кинопанорама”. Он создал более 200 авторских телевизионных программ. Среди них “Золотой Остап”, “Русский бал в Париже”, “Разговор на свежем воздухе” и другие.
Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Среди его учеников — режиссеры Иван Дыховичный и Юрий Мамин, Евгений Цымбал и Исаак Фридберг.
Эльдар Рязанов написал ряд книг. Среди них — “Грустное лицо комедии”, “Зигзаг удачи” (с Эмилем Брагинским), “Эти несерьезные, несерьезные фильмы”, “Смешные невеселые истории”, “Неподведенные итоги”. В 2013 году в издательстве “Эксмо” вышли его книги “Эльдар Рязанов. Стихотворения и новеллы в одном томе” и “Хочется легкого, светлого, нежного…”
В 2001-2007 годах Эльдар Рязанов был президентом Академии кинематографических наук “Ника”.
Он был художественным руководителем киноклуба “Эльдар”.
В 1984 году режиссеру было присвоено звание Народный артист СССР. Он был удостоен Государственной премии СССР (1977, за фильм “Ирония судьбы, или “С легким паром!”) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979, за фильм “Служебный роман”), награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы и “За заслуги перед Отечеством” III (1996) и II (2008) степеней, а также французским орденом “Изящных искусств и литературы”, орденом Почетного легиона за цикл передач “Парижские тайны” (1998).
13 января 2002 года на Площади Звезд Российской киноаллеи состоялась торжественная церемония закладки звезды Эльдара Рязанова.
Режиссер был призером Международных кинофестивалей в Мадриде (Гран-при Мадридского кинофестиваля), Дели (“Золотой павлин”), в Брюсселе и других.
Лауреат премий “Ника”, “Золотой Остап”, “Золотой Дюк”, “ТЭФИ”, российской независимой премии “Триумф” (2007).
Эльдар Рязанов был женат третьим браком на журналистке Эмме Абайдуллиной.
Первой женой режиссера была его однокурсница, режиссер Зоя Фомина, второй — главный редактор объединения киноработников на киностудии “Мосфильм” Нина Скуйбина (1930-1994), с которой он прожил 22 года до ее смерти.
У режиссера осталась дочь Ольга — киновед.
Классик советского и российского кинематографа- режиссер, сценарист, Народный артист СССР Эльдар Рязанов, автор народных комедий “Ирония судьбы”, Карнавальная ночь”, ” Служебный роман” скончался в Москве на 89-м году жизни, сообщил РИА Новости в понедельник его внук Дмитрий Трояновский.
Рязанов родился 18 ноября 1927 года в городе Куйбышеве (ныне Самара) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра и Софьи Рязановых. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву.
Писатель и моряк
Будущий режиссер и сценарист с детства очень любил читать и уже в восьмом классе он не сомневался, что непременно станет писателем.
“Писатель должен знать жизнь — это я усвоил крепко. А я ее совершенно не знал. Мое тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то, военное, время… Уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я. И пришел к выводу, что, прежде чем освоить писательское дело, я должен выбрать себе такую профессию, которая дала бы возможность познать жизнь”, — писал в своих мемуарах Рязанов.
Любимой книгой юного Рязанова был роман Джека Лондона “Мартин Иден”, и будущий режиссер принимает решение поступить после школы в Одесское мореходное училище, он даже письмо туда отправил, но ответа в военное время таки и не получил.
Учеба во ВГИКе
После окончания десятилетки экстерном, 17 — летний Рязанов узнает от приятеля о существовании института кинематографии и мгновенно принимает решение. В мастерскую Григория Козинцева Рязанов поступил с первой попытки, став самым молодым студентом ВГИКа на курсе.
“Мне пришлось взять сразу стремительный разбег, чтобы догнать своих однокашников, людей взрослых, обладавших жизненным опытом — некоторые из них пришли с фронта. Моя молодость, неопытность, отсутствие взглядов на искусство являлись одновременно и недостатком и достоинством. Достоинство, пожалуй, заключалось в том, что я представлял собой, по сути, мягкую глину, из которой можно вылепить что угодно. Я был открыт для любых знаний, взглядов и теорий, которые захотел бы вложить в меня Мастер”, — писал Рязанов.
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, защитившись документальной лентой “Они учатся в Москве” вместе с однокурсницей Ольгой Фоминой. Молодые режиссёры получили диплом с отличием. После учебы на протяжении 5 лет Рязанов работал на Центральной студии документальных фильмов.
“Каждодневная работа над киножурналами и выпусками новостей толкала к стереотипности мышления. Я чувствовал, что утрачиваю свежесть взгляда, начинаю думать штампами. Я понял надо уходить в художественное кино”, — вспоминал режиссер свой “документальный” период.
Самый “скучный” фильм
В 1955 году Рязанов пришел на студию “Мосфильм”. Первую музыкальную комедию “Карнавальная ночь” с Людмилой Гурченко и Игорем Ильинским в главных ролях. Рязанов снял с подачи тогдашнего руководителя “Мосфильма”, выдающегося режиссера Ивана Пырьева. Сам Рязанов, по его признанию, “не имел никакого желания снимать музыкальную комедию”.
В роли Огурцова Рязанов изначально видел актера Петра Константинова. На кандидатуре Ильинского настоял опять-таки Иван Пырьев. Как вспоминал режиссер, худсовет во главе с режиссером Сергеем Юткевичем, посмотрев черновой материал, сочли грядущую комедию “серой, скучной, бездарной и безнадежной”.
“Я не думал об успехе, о фестивалях и рецензиях, я мечтал лишь о том, чтобы меня не погнали с работы и дали когда-нибудь поставить еще одну картину. Мне было не до честолюбия. Передо мной стояла только одна задача — выжить”, — писал Рязанов.
Комедия вышла на экраны 29 декабря 1956 года. Оглушительный всесоюзный успех “Карнавальной ночи” — на фильм было продано 48,6 миллиона билетов — в одночасье сделал звездой исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко.
Комедия “выжила”, “пережила” и вот же уже более полувека “живее всех живых”- неизменно собирает у экранов зрителей бывшего СССР, а песня “Пять минут” фактически стала гимном Нового года.
В последующие несколько лет Рязанов снимает комедии, ставшие классикой советского кинематографа: “Девушка без адреса” (1957), “Человек ниоткуда” (1961), “Гусарская баллада” (1962), “Дайте жалобную книгу” (1964), “Берегись автомобиля” (1966)
Деточкин — герой на всю жизнь
Комедию “Берегись автомобиля”, которая считается критиками лучшей в творчестве Рязанова, режиссер снял по повести Эмиля Брагинского, напечатанной в журнале “Молодая гвардия в 1964 году. Над киносценарием Рязанов и Брагинский работали вместе. Их творческий дуэт сложился на долгие годы, результатом которого стали лучшие советские комедии 70-х: “Зигзаг удачи” (1969), “Старики-разбойники” (1971), “Ирония судьбы, или С легким паром” (1975), “Служебный роман” (1977), “Гараж” (1979).
В роли главного героя Юрия Деточкина Рязанов видел Юрия Никулина, но тот сниматься не смог. Возникла кандидатура Иннокентия Смоктуновского, но актер тоже был занят съемками в Ленинграде. Рязанов готов был ждать, но после съемок Смоктуновский от переутомления заболел и окончательно отказался от роли. На роль Деточкина режиссер пробовал Леонида Куравлева и Олега Ефремова. Ефремов в результате сыграл следователя Подберезовикова. В конце концов, Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, взяв с него расписку.
“Это был беспрецедентный случай — режиссер взял с актера расписку, что он будет сниматься! До сих пор в архиве в папке фильма “Берегись автомобиля” вместе с приказами, сметами и календарными планами лежит расписка, в которой сказано: “Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме “Берегись автомобиля”, — вспоминает режиссер.
Настойчивость Рязанова себя оправдала. Фильм “Берегись автомобиля” стал культовым, а роль Деточкина наряду с Гамлетом — одна из лучших в актерской биографии Смоктуновского. Главного героя “Берегись автомобиля” увековечили на родине Рязанова, в 2012 году в Самаре к 85-летию режиссера был открыт памятник угонщику-альтруисту. По признанию Рязанова, его герой — Деточкин, “честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетенных”. Про него он снимает кино всю жизнь.
Похождения загулявшего доктора
К съемкам новогодней комедии “Ирония судьбы…” Рязанов приступил в 1974 году.
“Госкино, и “Мосфильм” не хотели запускать комедию в производство ни в одной серии, ни даже как короткометражку”, — вспоминал Рязанов. А режиссер не хотел сокращать диалоги пьесы, написанной им в соавторстве с Брагинским, дабы не упрощать развитие взаимоотношений героев. Стало ясно, что фильм должен быть двухсерийным, но “делать двухсерийный фильм о любовных похождениях загулявшего доктора — да кому это надо?” Не позволят. Тогда у Рязанова возникла идея сделать фильм телевизионным. И режиссер оказался прав, настояв на своем.
Фильм получил Государственную премию СССР, стал самым популярным в истории советского и российского кино. Женя Лукашин и Надя в исполнении Андрея Мягкова и польской актрисы Барбары Брыльска настолько полюбились зрителям, что вот уже 40 лет без них не обходится ни одно новогоднее застолье на всем советском и постсоветском пространстве.
От “Мымры” до “Старых кляч”
В период с середины 70-х до начала 80-х Рязанов снимает “Служебный роман” с Андреем Мягковым и Алисой Фрейндлих в главных ролях, “Гараж”, “Вокзал для двоих”, “Невероятные приключения итальянцев в России”, “О бедном гусаре замолвите слово”. Комедии творческого тандема Рязанов-Брагинский неизменно бьют все рекорды в прокате и расходятся на цитаты: “Какая гадость эта ваша заливная рыба”, “Ой, тепленькая пошла”, “Потрите мне спинку”, “Походка свободная, от бедра”, “Подумайте, какая цаца!”.
Режиссуру Рязанов успешно совмещает с работой ведущего телепередачи “Кинопанорама” (1979-1985). Кроме того, на телевидении им было создано более 200 авторских программ.
В 1980-1990-е годы Рязанов снимает фильмы: “Жестокий романс”, по мотивам пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”, “Забытая мелодия для флейты”, “Дорогая Елена Сергеевна”, “Небеса обетованные”, “Предсказание”, “Привет, дуралеи!”, “Старые клячи”, “Тихие омуты”. “Тихие омуты” стал последним фильмом, созданным Рязановым в соавторстве с Брагинским, в 1998 году драматург ушел из жизни.
В 2002 году Эльдар Рязанов становиться президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”. Этот пост он занимал до 2007 года. В 2005 году режиссер открыл киноклуб “Эльдар” — “центр отечественной комедии”, по определению самого Рязанова. Параллельно Рязанов продолжает снимать кино. В это период выходят комедия “Ключ от спальни” по одноименному фарсу Жоржа Фейдо, биографическая лента “Андерсен. Жизнь без любви” и “Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя”.
Фильм-мюзикл, посвящённый 50-летнему юбилею фильма, впервые бы показан на телевидении в новогоднюю ночь 2007 года, сразу после оригинала 1956 года и обязательной к просмотру “Иронии судьбы…”
Награды и звания
За выдающиеся кинематографические заслуги Эльдар Рязанов награжден двумя орденами Трудового Красного знамени (1969, 1977), Государственной премией СССР (1977), Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1979), орденом “Дружбы народов”, орденами “За заслуги перед Отечеством” II и III степеней (1996, 2008), французскими орденом Почетного легиона и орденом Искусств и литературы.
Источник: Правда.ру
Подготовила Елена Друбич