Смену мобильных операторов в Украине запустят через полгода
Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информации (НКРСИ), утвердила Порядок предоставления услуг по переносу абонентских номеров. Как сообщили «Вестям» в ней, велика вероятность, что украинцы уже вначале 2016-го смогут воспользоваться правом переноса номера.
Порядок уже прошел общественное слушание, согласован с Госслужбой специальной связи и защиты информации, Антимонопольным комитетом, Государственной регуляторной службой и сейчас передан на регистрацию в Минюст.
«Мы надеемся, что Минюст в августе зарегистрирует документ, а уже в сентябре Администратор централизованной базы — Украинский государственный центр радиочастот — сможет объявить тендер на оборудование и программное обеспечение. В начале следующего года может быть начато тестирование технической стороны проекта и украинский абонент наконец получит возможность менять оператора, сохраняя свой номер», — сказала нам пресс-секретарь НКРСИ Татьяна Лиговская.
Мобильные операторы надеются, что процедура подготовки к запуску MNP (так профучастники называют эту услугу) будет проходить по запланированному графику. «О каких либо отклонениях от планов и сроков внедрения услуги мы не слышали. Регулятор отрасли и Администратор базы данных работают над технической моделью внедрения MNP, созданием централизованной базы данных и ее копий. Сроки запуска зависят от того, как быстро будет завершена и протестирована техническая сторона проекта», — сказал «Вестям» директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстара» Андрей Осадчук.
«В настоящее время работа над механизмом реализации услуги продолжается, и есть шанс, что в следующем году она будет запущена», — заверил «Вести» начальник отдела связи с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан.
Напомним, согласно Порядку, абонент, желающий воспользоваться услугой переноса номера (MNP) мобильного или стационарного телефона на другого оператора, сначала должен обратиться к своему действующему оператору с письменным заявлением в пункт обслуживания абонентов или заполнив интерактивную анкету на официальном сайте. Впрочем, возможен и любой другой способ, установленный правилами предоставления и получения телекоммуникационных услуг, и прописанный в договоре.
Если перенос возможен, он должен быть осуществлен в течение суток, а плата за это взимается согласно тарифам того оператора, к которому абонент переходит.
Как могут отказать
Но в предоставлении этой услуги могут и отказать, причем сразу по нескольким причинам. Первая — анонимность абонента, то есть если телефонный номер не «привязан» к конкретному лицу. Сейчас это касается почти 90% мобильных абонентов в стране. «Если кто-то из таких абонентов в будущем захочет воспользоваться услугой MNP, ему необходимо будет зарегистрироваться. Это необходимо для того, чтобы его включили в базу перенесенных номеров и правильно тарифицировали услуги», — напоминает Виктория Рубан.
Также отказ может последовать, если абонент подал заявления о переносе сразу нескольким мобильным операторам, предоставил неполные данные или если после последнего переноса не прошло 30 дней.
И последняя причина – техническая: оператор, на которого желает перейти абонент, не осуществляет деятельность в населенном пункте абонента.
Для стационарных телефонов услуга переноса будет неосуществимой, если абонентский номер обслуживается аналоговой станцией.
Сами захотят открыться
Эксперт рынка телекоммуникаций Роман Химич считает, что именно доступ к услуге переноса номера приведет через несколько лет к исчезновению анонимной формы предоставления услуг.
«Пока нет ответа, как и с какой скоростью будет переходить персонификация абонентов, — говорит он. — Но пока припейд-абоненты в лучшей ситуации, чем контрактники, с точки зрения «случайного» скачивания данных на пару-тройку тысяч долларов. При припейде это невозможно». А как только у операторов появится возможность идентифицировать потребителей предоплаченной формы предоставления услуг, у них, по мнению эксперта, возникнет искушение переписать договора.
С другой стороны, создание общей базы абонентов упростит работу спецслужб, в том числе, и в борьбе с различными видами мошенничества.
Сейчас, пока услуга еще не работает, запросов на регистрацию от абонентов не поступает. Но в будущем они появятся от тех абонентов, кто захочет со своим номером перейти на обслуживание к другому оператору. «Как показывает опыт других стран, внедривших MNP, это не массовая услуга, массовых миграций абонентов она не вызывает», — уточнила Виктория Рубан.
Источник: Вести
Подготовила Елена Друбич