На борту были восемь человек, семеро были спасены, однако позже один из них скончался в госпитале. Капитан судна не найден. Специалисты уверены: причиной взрыва стала установленная ВСУ мина. Из-за недостаточного контроля за минными заграждениями вся акватория в районе Мариуполя грозит стать зоной повышенной опасности.
Катер пограничной службы Украины взорвался недалеко от пляжа в Мариуполе. ЧП произошло днем в воскресенье прямо на глазах у изумленных отдыхающих. Взрыв произошел очень близко от берега, и в Сети быстро появились фотографии тонущего катера. Обстоятельства произошедшего выясняются, но уже сейчас понятно, что он наткнулся на взрывное устройство.
Осторожно, мины
«Во время разных климатических явлений, вроде шторма, мину нередко срывает с якоря, и она уходит в открытое море. Вполне вероятно, что здесь именно такой случай»
«Только что прямо на глазах отдыхающих взорвался катер», – сообщил городской портал Мариуполя 7 июня в 14.27. Информацию о взрыве передали отдыхающие, которые проводили выходной на Песчаном пляже города. Катер начал тонуть совсем рядом с заградительным буйком, который отделяет зону для гражданского пользования. Позже в аварийно-водолазной службе Мариупольского горсовета сообщили, что взрыв произошел в 4 километрах от берега, недалеко от Азовского судоремонтного завода. Катер UMC-1000, принадлежащий Пограничной службе Украины, получил значительные повреждения.
«Сообщение о взрыве водного транспорта на линию «102» поступило в 14.52 от медработников. В Приморский район выехали сотрудники милиции. Установлено, что при осмотре морской территории катер береговой охраны попал на взрывное устройство», – сообщили в милиции, передает «Украинская правда».
В течение получаса на место происшествия прибыли спасательные катера, а на берегу собрались машины скорой помощи. Всего в спасательной операции принимают участие 2 пограничных катера, 2 буксировщика мариупольского порта и 3 катера аварийно-водолазной службы.
На борту было 8 членов экипажа. Семь из них доставлены в больницу с ранениями средней и легкой тяжести. Еще один пока что не найден. Сообщается, что пропал капитан судна. Позднее ГУ МВД Украины по Донецкой области проинформировало, что один из спасенных скончался в больнице Мариуполя. При этом отмечалось, что «погибший – не военнослужащий, житель Мариуполя 45 лет».
В воскресенье днем при выходе из бухты возле Мариуполя пограничный катер береговой охраны UMC-1000 Украины натолкнулся на взрывное устройство и затонул. На его борту находились семь военнослужащих. Шестеро доставлены в госпиталь, капитан катера пропал без вести
Минное поле под Мариуполем
Это не первый катер украинской пограничной службы, который затонул недалеко от Мариуполя. Так, в ноябре два катера погранохраны пострадали при странных обстоятельствах. Украинская сторона заявила, что они были обстреляны ополчением из минометов. «Два катера береговой охраны Государственной пограничной службы, которые двигались на расстоянии нескольких километров от береговой линии, были обстреляны из минометов на участке между Широкино и Безымянным», – говорилось в заявлении пресс-центра в Facebook. Внимание акцентировалось на том, что позиции, с которых был произведен обстрел, контролируются ополчением. Заявлений о взрывном устройстве, как в случае с затонувшим в воскресенье катером, не делалось.
Дело в том, что в нынешней ситуации дела обстоят иначе. Во-первых, у произошедшего много свидетелей, которые сразу же распространили фотографии с места взрыва. Во-вторых, территория, на которой произошло ЧП, далека от позиций, контролируемых ополчением.
Вопрос об угрозах мин, заложенных в акватории Азовского моря, был поднят в ноябре 2014 года, когда мощный подводный взрыв произошел недалеко от сухогруза «Находка», следовавшего в нейтральных водах под российским флагом. Судно не пострадало, однако взрыв был такой силы, что «в домах задрожали стекла», сообщал 11 ноября городской портал Мариуполя. Тогда начальник пресс-службы штаба проводимой на Востоке Украины силовой операции Дмитрий Горбунов заявил, что взрыв в море произошел за пределами 20-мильной зоны, передает «Интерфакс».
Через несколько дней после произошедшего советник главы Службы безопасности Украины Маркиян Лубкивский заявил, что к взрыву могут быть причастны российские военные. «По нашему мнению, россияне минируют акваторию Мариуполя. Речь идет о взрыве так называемой донной мины. Не исключено, что на ней могла подорваться рыболовецкая шхуна», – сказал он. Однако позже это заявление опровергли в самой Пограничной службе Украины. «У нас пограничники там (в акватории Азовского моря) работают, и все нормально… У нас там ходят катера, ходят корабли, у нас такой информации о минировании нет», – говорил председатель погранслужбы Виктор Назаренко. На вопрос, откуда же тогда взялась мина, он затруднился ответить, сказав лишь, что в акватории Черного и Азовского морей осталось некоторое количество донных мин со времен Второй мировой войны.
В декабре 2014 года появилась информация о том, что Киев продолжает активную операцию по установлению минных заграждений в районе Мариуполя, в том числе в акватории порта. Свои действия ВСУ объясняли тем, что им необходима защита на случай нападения боевых кораблей ополченцев, в том числе и подводных лодок, сообщают «Вести». По данным СМИ, украинские саперы заминировали часть побережья Азовского моря на юге Донецкой области в целях защиты от высадки морского десанта. Также они выходили в море на плавающих транспортерах для минирования части акватории Азовского моря.
В марте 2015 года о решении минировать позиции на морском побережье близ Мариуполя сообщил представитель ВСУ Олег Сушинский. «Мы провели разведку, определили на побережье наиболее опасные участки, где могут быть прорывы противника, и перешли к оборудованию позиций. Мы знаем всю ситуацию, ее отслеживаем. В будущем будем делать минирования, чтобы противник не смог прорвать наши позиции», – заявил он. Минирование решено было провести в целях защиты от нападения ополченцев с моря.
«Мин было, как клецок в супе»
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский уверен, что украинский катер подорвался на собственной мине. «Не секрет, что вооруженные силы Украины провели массированные работы по так называемой противодесантной защите побережья, в том числе и в районе Мариуполя. Нарыли окопов, поставили ограждения. Минные заграждения были созданы в том числе и в море. Но минные заграждения надо контролировать и обслуживать, потому что во время разных климатических явлений, вроде шторма, мину нередко срывает с якоря, и она уходит в открытое море. Вполне вероятно, что здесь именно такой случай», – считает эксперт.
При этом пограничный катер, скорее всего, имел карту минных полей, «но наткнулся именно на плавающую мину, сорванную штормом», пояснил Мураховский. Это происшествие показывает, что ситуация с минами достаточно серьезная. «Фактически такая опасность может таиться в любом месте», – подчеркнул собеседник.
Чтобы устранить последствия этого минирования, нужно провести большую, долгую и затратную работу, объясняет эксперт. «После Второй Мировой войны десятилетия были потрачены на траление, особенно Балтики, где мин было, как клецок в супе. На Черном море была такая же ситуация. После войны 1973 года мы помогали арабским странам разминировать зону в Красном море и подходы к Суэцкому каналу. Это длилось несколько лет. После войны между Индией и Пакистаном мы помогали осуществлять разминирование в районе некоторых портов. Такие конфликты чреваты опасностью для мирного судоходства, поэтому тратится много сил и средств, времени на то, чтобы это ликвидировать».
При этом мин со времен Второй Мировой войны в районе Мариуполя остаться не могло. «Это все уже вытралено давно. Это делалось в 40, 50, 60-е годы», – отметил он. То, что ранее украинская сторона приводила именно такую версию в качестве основной, когда произошел подрыв катера, Мураховский считает просто оправданием. «Сочинять они могут все что угодно», – добавил эксперт.
Отметим, что ситуация с кораблями у Киева действительно плачевная. Так, в марте минобороны начало переговоры с Западом о бесплатной передаче военно-морским силам страны американских катеров береговой охраны и покупке по минимально возможной цене бывших в употреблении корветов и тральщиков.
Слова украинской стороны о защите от подводного флота со стороны ополчения Мураховский считает преувеличенными: «Вряд ли у них есть там что-то подводное. Не тот уровень. Да и вообще, подготовка боевых пловцов требует большого опыта, квалификации, времени». У ополчения, по его словам, нет даже такой задачи. «Против кого их готовить? Что есть из флота у Украины? Ничего же не осталось, кроме каких-то катеров. Так что ополчению и не надо готовить военный флот. Если бы у Украины были бы какие-то десантные силы, крупные надводные корабли, способные с морского побережья обстреливать позиции, то другое дело. Но этого же ничего нет», – напомнил он.
Подобные силы есть у других стран, отметил Мураховский. «Российский военный флот на Черном море, конечно же, есть. Есть специальные подразделения боевых пловцов. Аналогичное есть и у других стран Черноморского бассейна, входящих в НАТО, например, у Турции, Румынии и Болгарии», – отметил он.
Вероятность того, что катер был подбит с берега, вряд ли будет рассматриваться, считает Мураховский. «Это же район, который не контролируется сепаратистами. Побережье находится под контролем украинской стороны», – напомнил он.
По предварительным выводам экспертов, расследующих инцидент с катером Государственной пограничной службы Украины, который произошел 7 июня около Мариуполя, причиной происшествия стало самодельное взрывное устройство, которое принесло по морю со стороны, неподконтрольной официальным властям.
Об этом, как передают «Комментарии», сегодня, 8 июня, сообщает пресс-центр АТО.
«Во время осмотра места происшествия и изучения поврежденного катера специалисты пришли к выводу, что взорвалось самодельное взрывное устройство. Он состоял из древесной крестовины, пенопластовых элементов и предмета, похожего на металлический цилиндр с маячком», — говорится в сообщении пресс-сцентра.
Пограничники, находившиеся на борту катера, приняли неизвестный предмет за радиобуй и пытались его подтянуть к судну. В этот момент устройство сработало и раздался взрыв, в результате чего катер был поврежден, а лица, которые находились на его борту, получили ранения различной степени тяжести.
Вечером 8 июня стало известно, что один из шести пострадавших, доставленных в больницу, скончался. Установлено, что погибший — не военнослужащий, житель Мариуполя возрастом 45 лет.
Кроме того, на тот момент продолжались поиски седьмого человека — командира катера.
По материалам: Взгляд, Украинская правда, Комментарии
Подготовила Елена Друбич