Совершенствование контроля за трансфертным ценообразованием — основной аспект в наполнении Бюджета

16.11.2018 07:36   -
Автор:
В современном мире каждая страна ставит перед собой задачи обеспечить свою финансовую стабильность, и вопросы налогообложения сейчас являются не только внутренней проблемой каждой страны, но и вопросом международного значения.
В мировой практике трансфертное ценообразование, как один из механизмов контроля за ценообразованием на товары и услуги, реализуемые между связанными юридическими лицами в рамках одного бизнеса, направлено на предотвращение возможных рисков уклонения от уплаты налога на прибыль.
Требования Налогового кодекса Украины относительно контроля за трансфертным ценообразованием также нацелены для решения таких проблем.
Для устранения таких рисков Организация экономического сотрудничества и развития создала проект BEPS, к которому присоединилась и Украина.
Целью Плана действий BEPS является разработка комплексной, сбалансированной и эффективной стратегии борьбы стран с проблемой размывания базы налогообложения и выведения прибыли из-под налогообложения. По-простому можно сказать, что уплачивать налог на прибыль в полном объеме предприятия должны в той стране, где ведут бизнес. И ключевым аспектом в этом является усовершенствование норм трансфертного ценообразования.
Уверена, что крупный бизнес, который сегодня стремится работать честно и прозрачно, готов к таким изменениям, чтобы не снизить конкурентоспособность на международных рынках. Поэтому отечественные предприятия должны внимательно отслеживать ход реализации Плана действий BEPS в Украине.
На Форуме по международному налоговому сотрудничеству BEPS.in.ua., который проходил 1 ноября 2018 года, и. о. заместителя Председателя Государственной фискальной службы Евгений Бамбизов обратил внимание на принципиально важную роль для налоговой службы воплощения в жизнь планов действий BEPS.
Более детально о затронутых на форуме вопросах и в целом относительно грядущих изменений в правилах международного налогообложения и механизмах контроля можно ознакомиться на официальном сайте Государственной фискальной службы по ссылке https://www sfs.gov.ua и на официальных страницах в Facebook руководителей Офиса крупных плательщиков.
Хочу отметить, что налоговый контроль за трансфертным ценообразованием имеет широкий спектр и начинается с анализа поданных плательщиками Отчетов о контролируемых операциях за соответствующий год.
Обязанность плательщиков декларировать информацию обо всех проведенных операциях предусмотрена Налоговым кодексом, что дает возможность контролирующему органу в дальнейшем проводить мониторинг ценообразования по таким операциям.
Контролирующий орган начинает допроверочный анализ полноты декларирования контролируемых операций задолго до граничного срока подачи отчетов. На основании данных информационных баз, финансовой и налоговой отчетности, актов проверок формируются оперативные данные о перечне предприятий, которые должны подавать отчет. По плательщикам, которые обслуживаются в Харьковском управлении, было определено 46 таких предприятий.
В дальнейшем по результатам сопоставления оперативных списков плательщиков с фактически поданными отчетами проведен анализ полноты декларирования всех контролируемых операций и по установленным расхождениям в соответствии с нормативными требованиями направлены запросы.
Хотя от даты граничного срока подачи отчетов за 2017 год прошло не так много времени, но работа по выявлению рисков уже имеет свои результаты.
На начало ноября текущего года три плательщика уже отреагировали на установленные риски и как следствие — подача уточненных отчетов, в которых дополнительно отображены проведенные контролируемые операции на сумму более 2,9 млрд грн.
Общая сумма задекларированных контролируемых операций плательщиками, которые обслуживаются в Харьковском управлении, с учетом уточненных отчетов составляет 36,0 млрд грн, что на 7 млрд грн больше, чем задекларированные операции за 2016 год.
Нормами Налогового кодекса предусмотрено, что самостоятельная подача плательщиком уточненного Отчета о контролируемых операциях после наступления граничного срока предусматривает более щадящие штрафные санкции по сравнению с начисленными в результате проведенных контролирующим органом контрольно-проверочных мероприятий.
Формирование налоговой культуры является общей задачей как государственных органов, так и плательщиков. Поэтому предприятия имеют возможность еще раз проанализировать проведенные хозяйственные операции, которые признаются контролируемыми, и не только подать уточняющий отчет, но и в случае установления несоответствия уровня цен на товары, услуги, финансовые операции принципам «вытянутой руки», самостоятельно откорректировать цены и задекларировать обязательства по уплате налога в декларации по налогу на прибыль.