Спасибо нашим таможенникам. В Украине начали конфисковать авто с иностранными номерами
В чем подвох? Покупать авто в Европе очень выгодно. Подержанную иномарку, к примеру, в Польше, можно купить за 2-3 тыс. евро. «У нас, после растаможки, она будет стоить минимум 8 тыс. евро», – говорит продавец авторынка на Столичке в Киеве Андрей. Зарегистрировать машину в Европе на себя украинцы не могут, поэтому ищут способ обойти закон.
«Раньше было так: открываешь фирму в любой стране ЕС. Проще всего это сделать в Чехии, Польше или Литве, причем оформить ЧП можно даже за 200 евро. Оформляешь машину на фирму, и можно ездить на ней в Украине целый год. Раз в год нужно только ездить в любую страну ЕС и отмечаться на границе. И растаможивать машину не надо2, – рассказал Юрий, сотрудник украинской компании-посредника, которая помогает открыть для таких целей фирму в ЕС. После этого, по его словам, такая фирма за умеренную плату оформляет украинцев, купивших машины за границей, но не горящих желанием их растаможивать, как своих работников.
После оформления новоявленные «работники» тоже могли кататься по Украине на «служебных» авто до года, периодически пересекая границу со страной, в которой они «работают». Такой схемой, по словам Юрия, пользовались тысячи украинцев по всей стране.
Что изменили? Раньше служебными, согласно украинскому законодательству, считались иностранные машины, которые использовались и в коммерческих целях, и в личных. По новым правилам, расписанным в письме Гостаможслужбы, ездить год на иностранных служебных автомобилях могут только владельцы или соучредители заграничных фирм, и только в личных целях. А на работников таких фирм это правило уже не распространяется, равно как и на машины, ввезенные в страну конкретно для работы.
«Для машин, которые ввозятся в коммерческих целях (для перевозки товаров или людей – ред.), а также для машин сотрудников иностранных фирм, сроки пребывания в Украине сократили до 20 дней», – пояснили нам на горячей линии Министерства доходов и сборов.
Как наказывают? В письме Гостаможслужбы говорится, что за нарушение новых норм придется платить штраф. А если человек откажется платить – авто конфискуют. «Я пересекал украинско-польскую границу 6 марта. Но о новых правилах мне никто ничего не сказал. Через три недели мне пришло письмо от Таможенной службы с требованием растаможить авто и уплатить 8500 грн. штрафа. Я отказался. Мою машину конфисковали. Вот, сейчас сужусь», – рассказал работник одной из литовских фирм Андрей.
«У меня собирались конфисковывать авто. Но я вовремя поставил ее на СТО, а на таможне сказал, что не мог вовремя выехать. На границе меня потом предупредили, что я должен выехать через 20 дней», – рассказал нам работник одной из польских фирм.
«По нормам Таможенного кодекса, сроки пребывания коммерческого авто в Украине можно продлить. Правильно поступают люди, которые якобы загоняют свою машинку на СТО. Еще можно лечь в больницу или взять больничный у врача. Якобы болел, не мог сесть за руль и потому вовремя не уехал», – рассказал Юрист Алексей Постовой.
Работники контактного центра Министерства доходов и сборов рассказали, что таможенники, конфискуя автомобиль с иностранными номерами, поступают правильно. «На границе при въезде должны предупреждать, что правила ввоза иностранных автомобилей на территорию Украины изменились. Если человек вовремя не покинет страну, ему предложат уплатить пеню (в размере 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть 170 грн в день – ред.) и растаможить авто. Если он откажется – штраф или конфискация машины», – рассказала сотрудница контактцентра Анна Гнитецкая. Таможенники удивлены: “Новые правила в силе уже несколько месяцев, а владельцы почему-то не в курсе».
А вот в соседней Польше решили не ограничивать сроки пребывания коммерческих авто. Таможенники и налоговики устроили проверки владельцам и соучредителям фирм (в том числе и украинцам), которые массово регистрируют там служебные авто (иногда по 150 машин на одну фирму). По информации польских СМИ, поводом для этого стало массовое пересечение, в основном нашими соотечественниками, границы на коммерческих авто с польскими номерами (за 2012 год три пункта пропуска в Подкарпатском воеводстве проехало 2,2 млн таких авто). «Да и документов на регистрацию таких авто стали требовать больше. Если раньше хватало загранпаспорта, визы и справки о несудимости, то теперь нужно еще предоставить разрешение на пребывание в стране», – рассказывает соучредитель одной из польских фирм, украинец Александр.
«Многие украинцы просили поляков устроить их к себе на работу. Потом покупали авто в Польше и свободно ездили на нем целый год в Украине, не растаможивая. Сейчас лавочку прикрыли – ограничили сроки до 20 дней. Теперь, видимо, украинцы будут просить иностранцев сделать их соучредителями. Но на это никто не пойдет. Остается только открывать свою фирму или ездить каждые 20 дней в ЕС», – считает частный предприниматель из Литвы Александр.
А вот работники польских компаний, которые ездили на служебных авто к родственникам в Украину, говорят, что пересядут на общественный транспорт. «Лучше проверки, как в Польше, чем ограниченные сроки пребывания. Теперь буду ездить к родным во Львов раз в полгода на автобусе, а не каждый месяц на своем авто, как раньше. «Спасибо» нашим таможенникам», – жалуется львовянин Любомир, который работает во Вроцлаве дальнобойщиком.
напомним, через неделю-другую в Украину приедут первые «утопленники» из Европы: пострадавшие во время наводнения автомобили будут завозить тысячами.