Страстная неделя – главная неделя года

25.04.2016 09:16   -
Автор:

Впереди нас ждет самая важная неделя всего года. Неделя от Вербного воскресенья до Пасхи называется Страстной и посвящена последним дням земной жизни Иисуса Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Каждый день Страстной недели называется Великим (Чистым или Страстным) и наполнен особым символизмом. Это последняя и самая строгая неделя Великого поста, наполненная скорбью и печалью (в эти дни церковь не проводит таинств крещения и венчания). Страстная неделя заканчивается самым почитаемым в православном христианстве праздником Воскресения, который отмечается всю последующую Светлую неделю. О смысле и символизме этих дней “Сегодня” рассказал наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел.

ЛАЗАРЕВА СУББОТА

Этот день напоминает нам о грядущих страданиях и прославлении Господа. Лазарева суббота напоминает нам о вершине чудес, творимых Христом. Фраза: “Лазаре, гряди вон”, — после которой человек, пребывавший четыре дня мертвым, встает и выходит из гроба, опоясанный пеленами. Главный смысл этого события — торжество жизни со Христом над смертью и тлением. Посмотрите, в Киево-Печерской лавре уже 1000 лет лежат мощи святых людей, не подверженных разложению и без запаха. Казалось бы, даже за четыре дня, в случае Лазаря, тело должно было предаться тлению. Но чудо, совершенное по милости Христа, показывает, что для Бога нет ничего невозможно. У Божественной благодати нет никаких границ в совершении чуда. Воскрешение Лазаря взбудоражило весь Иерусалим. И когда через несколько дней Господь вступает в город, происходит нечто, превосходящее всякое человеческое разумение. Он всходит в Иерусалим не как триумфатор, а входит скромно, въезжает на обычном осле, как это делали в то время бедные люди. Кстати, и сейчас на Ближнем Востоке так входят бедняки.

Христос воскресил Лазаря, показав, что даже смерть подвластна ему

“ОСАННА!”

Как и было предсказано пророками Ветхого Завета, Христос должен войти в Иерусалим как Царь. Когда люди кричали Ему: “Осанна! Да здравствует Сын Давидов”, — срывали с себя одежды, стеля их под ноги Спасителя, срезали с деревьев ветви, бросая их Ему под ноги, встречали Его как победителя, полководца, триумфатора, Христос смиренно восседал на осле, что означало отвержение всяких человеческих почестей. Мирскому уму не постичь всей полноты понимания этого.

Образ осла — это прообраз Церкви. Старая, ветхозаветная церковь уже отходит, ее сменяет новозаветная церковь. Садясь на молодого осла, Господь символически дает своему народу новую благодать, о чем говорят святые отцы. Важный момент, что в тот день книжники и фарисеи, чьи сердца пылали злобой и завистью, умолкли. Только Христос был спокоен. Вспомним Евангелие от Луки: “И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: “Учитель! запрети ученикам Твоим”. Но Он сказал им в ответ: “Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют”. В тот день “Осанна в вышних” пели даже грудные дети, которые до того дня ничего не говорили, а здесь увидели славу Божию и воспели Ему хвалу. Младенцам ничего не запретишь. Не случайно говорят, что когда младенец смеется во сне, он видит ангелов, которые утешают, забавляют и лелеют их души. А малыши, в свою очередь, видя эту красоту, смеются. И смех этот прекрасен, как и улыбки на их лицах. Не зря Господь говорит: “Будьте как дети”. В тот день люди принимали Господа и радовались ему как дети. Господь показал, что Он есть Царь, Бог, мессия, который пришел не спасти временный мир, Он пришел спасти мир духовный. Пришел обновить Адама и принести радость Воскресения через свои страдания. Поэтому Господь садится на ослицу и входит в Иерусалим — в город, где он должен будет пострадать.

Господь исполнил пророчества, въехав в Иерусам, как помазанный царь

ПОЧЕМУ ВЕРБНОЕ

В те времена люди устилали путь Христу, чем только могли — это были одежды, ковры, ветви вайя (так на древнегреческом звучит “пальмовая ветвь”). У нас эти ветви заменяют на ивовые ветви (по-украински верба). Все это люди складывали у ног Христа и пели: “Сын Давида, Царь Израиля — Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне”. По традиции в этот день мы освящаем вербу. Хотя сегодня в Лавру приносят и ветви пальмы. Например, у нас есть матушка Феодосия, которая 27 лет прожила в женском монастыре в Илионе (Греция), а потом приехала в Киев, и уже 15 лет является лаврским гидом для иностранцев, а для нас — пальмоносицей — привозит в нашу обитель пальмовые ветви. В целом, богослужения во всех странах проводятся одинаково. Может, есть какие-то тонкости. Прежде, говорят, Патриарх, подобно Христу, садился на осла и въезжал в Иерусалим также к храму. Но и в Иерусалиме, и в Киеве Вербное воскресенье — особенно красивый и торжественный праздник! Главное, в этот день помнить не только о форме. Честно скажем, наш народ любит что-то святить. В этот день важно прийти в храм, побыть на богослужении, вознести молитвы Богу и от всего своего сердца выразить Ему свою любовь и благодарность за милость”.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

Страстная неделя — главная неделя года в жизни каждого христианина. В это время желательно по возможности отложить все рутинные дела, забыть о себе, о своих заботах и проблемах, обидах и задуматься, и прожить события, которые произошли более двух тысяч лет назад. По словам митрополита Антония Сурожского, “думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той Великой Субботы, когда Христос упокоился во гробе, — и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, к которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение Страстных дней”.

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа Прекрасного, впоследствии ставшего патриархом, которого братья из зависти продали в Египет, он был оклеветан женой египетского царедворца и заключен в темницу. В этом он стал прообразом Христа, много пострадавшего от людей и распятого ими, но победившего смерть своим воскресением и тем самым даровавшего спасение человеческому роду. Также в этот день вспоминается иссушение Господом смоковницы, на которой была богатая листва, но не было плодов. Это символизирует лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия. Также и душа, не приносящая духовных плодов, — покаяния, веры, молитвы и добрых дел, — подобна засохшей смоковнице. В каждый миг своей жизни человек должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться духовно пустым и бесплодным. “Наказания иссохшей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесем достойные плоды покаяния Христу, подающему нам великую милость”, — молится Церковь в этот день.

Ветхозаветний Иосиф, сын Иакова

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Тогда, слыша притчи Спасителя, первосвященники решили схватить и убить Его. Его проповедь имела особенное значение. Размышляя о евангельском чтении этого дня, святитель Феофан Затворник говорит: “Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру — Христос, и покориться Его заповедям и учению”. Также Церковь вспоминает притчу о десяти девах, которые вышли встречать Жениха (Господа), при этом пять дев взяли масла в сосуды, а пять — нет. Масло в сосудах — это наши добрые дела, с которыми мы будем идти на суд Божий. Эта притча также говорит нам о втором пришествии Христовом. Этим призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному использованию дарованных нам способностей и сил.

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

День предания Иудой Иисуса Христа. В этот день сравниваются два жизненных пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины, которая оставила свою прошлую жизнь и пошла за Христом, и предателя Иуды, выбравшего духовную гибель. По преданию, в этот день Иисус отдыхал в доме Симона прокаженного, здесь к нему пришла всеми презираемая жена-блудница, чтобы излить свою душу и раскаяться. Она омыла ноги Христа слезами и помазала Его голову миром, тем самым приготовив Его к погребению. И в этот же день Иуда решается предать за 30 сребреников своего Учителя. Церковь сравнивает два поцелуя: раскаявшейся грешницы Марии и предателя Иуды. В этот день все стараются исповедаться.

Иуда. Предательский поцелуй Иуды случился немного позже, в четверг. А в среду он получил свои 30 серебрянников

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Вспоминается важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристии). В этот день православные стараются причаститься Святых Христовых Таин. Также вспоминается обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам перед Тайной вечерей. Вспоминается молитва Господня в Гефсиманском саду, молитва до кровавого пота, где Он полностью предает себя в руки Бога. Эта молитва служит нам великим утешением в готовности переносить страдания. В этот день готовят дом к празднику. Очищение касается не только мира вокруг, но и собственной души. Кроме уборки, надо позаботиться и о пасхальном столе и покрасить яйца.

Тайная вечеря. Момент, когда Спаситель как никогда близок со своими учениками и учит их смирению, омывая им ноги

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

Это день строгого поста и великой скорби. Посвящен воспоминанию взятия под стражу в Гефсиманском саду, осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Спасителя. Наряду со страшными, нечеловеческими муками Спасителя, в этот день пригвождается к Кресту грех всего человечества, совершается спасение всего человечества от уз ада. Литургии в этот день нет. В конце вечерни совершается обряд выноса Плащаницы Христовой — символизирует снятие Тела Господа с Креста Иосифом Аримафейским и положение Его во гроб. Плащаница выносится на центр храма, где и находится три (неполных) дня — время пребывания Господа в гробе.

Страшная пятница. Почти две тысячи лет назад сама смерть ликовала, думала, что она победила Бога

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие Христа в ад, чтобы победить смерть и освободить души верующих, и введение благоразумного разбойника в рай.

Это день покоя и ожидания. Это благословенный покой, а не безделье. Церковь призывает в этот день оставить всю суету, вообще забыть о себе, все свои чувства и мысли посвятить ожиданию великого чуда Воскресения Христового, впустить в свою душу светлую тишину, в которой будет слышно радостное знамение: “Христос воскресе!”. Священники переодеваются из темных одежд, которые носят в течение всей Страстной недели, в светлые, и это символизирует победу добра над смертью, грехом и дьяволом. Сходит Благодатный огонь, и богослужение Великой субботы служит переходом к наступающему дню, Празднику праздников — Светлому Христовому Воскресению. В Великую субботу освящают куличи, пасхи и яйца.

Не смотря на то, что все считали, что Христос умер, он продолжал трудиться

Подготовила Анна Лапенко