Организаторами «круглого стола» выступили общественная организация «Центр права и посредничества», Хозяйственный суд Харьковской области и Национальная ассоциация медиаторов Украины. Спикером Хозяйственного суда Харьковской области выступила член Совета судей Украины, кандидат юридических наук, доцент, судья Татьяна Суярко (модераторами мероприятия выступили судья-спикер Хозяйственного суда Харьковской области, член Рады судей Украины Татьяна Суярко и адвокат, медиатор Алина Сергеева).
Татьяна Суярко, в частности, отметила, что внедрение в Украине института медиации является одним из направлений децентрализации государственной власти, которое предоставляет гражданам реальную возможность выбирать альтернативные судебным способы решения их споров при сохранении судебной системы как основного механизма решения споров в обществе.
К примеру, в 1985 году в Австрии была разработана модель медиации для внесудебного разбирательства дел несовершеннолетних нарушителей, а в июне 2003 года был принят Федеральный закон о медиации. В Беларуси к теме медиации обратились Хозяйственные суды со вступлением в силу новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь 2004 года, в котором глава 17 установила возможность урегулирования спора в Хозяйственном суде вне судебного заседания при содействии нейтрального посредника Хозяйственного суда. Медиация признана необходимой для снижения нагрузки на судей, экономии бюджетных ресурсов и повышения качества осуществления правосудия.
Медиация как средство улаживания споров признана в статье 33 Устава ООН, принят Кодекс поведения медиатора и Правила медиации, разработанные Центром арбитража и медиации Всемирной организации интеллектуальной собственности. Кроме того, принят ряд директив ЕС, посвященных этому вопросу. В одной из таких директив (в Директиве 2008 (52) ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 года относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах) дается следующее определение понятия медиации: «Медиация — это процесс, в котором две или более сторон спора прибегают к помощи третьей стороны с целью достижения соглашения о разрешении их спора вне зависимости от того, был ли этот процесс инициирован сторонами, предложен или назначен судом или предписывается национальным законодательством».
Медиатор, адвокат Алина Сергеева в своем выступлении уточнила, что способ медиации возможно применять не ко всем спорам. В частности, медиация не применяется в спорах, по которым сторонам нужно получить предварительный судебный запрет на совершение другой стороной определенных действий (обеспечение исполнения обязательств); в делах с большим количеством участников; в спорах, где требуется однозначное решение суда «да» или «нет»; в делах, которые могут быть разрешены в рамках приказного производства; в спорах, где стороной является государство; в делах, по которым важным является публичное освещение; а также в длительных конфликтах с высокой степенью напряженности.
Если судебный процесс направлен на выяснение вины, подразумевает внешний контроль и конфликт решается путем вынесения судебного решения, то медиация подразумевает абсолютно другое. Это поиск решения вместо поиска виноватых, саморегуляция вместо внешнего контроля — конфликт решается посредством достижения консенсуса. Кроме того, процедура медиации совершенно конфиденциальна.
«Важно, чтобы при принятии законопроектов, регулирующих вопрос внедрения медиации, были учтены пожелания практиков судебной системы, — подчеркнула Алина Сергеева. — Например, возраст медиатора. За границей нет четкого возрастного ограничения. Мы же предлагаем ввести возрастной ценз хотя бы от 30 лет. Необходимо учесть тот факт, должен ли медиатор быть специалистом в определенной сфере? Люди с юридическим образованием заранее просчитывают у себя в голове выгодное решение для обеих сторон. Вся суть медиации в том, что стороны должны найти обоюдовыгодный вариант решения спора. Медиация позволит повысить процент исполнения судебных решений, который на сегодняшний день очень низкий».
Заместитель председателя Хозяйственного суда Харьковской области Алексей Брынцев напомнил участникам мероприятия, что в проекте Кодекса хозяйственного судопроизводства от 16 июля 2008 года были попытки внедрить систему медиации через Хозяйственные суды, но, увы, эти попытки оказались тщетны. Депутаты ВР снова вернутся к обсуждению этого вопроса.
«Медиация в Украине никогда широко не применялась, хоть и существует в Украине более 20 лет, — отметил Алексей Брынцев. — В течение 10 лет было разработано не менее 10 проектов законов про медиацию, но не один из них не был принят Верховной Радой. Сегодня практические рекомендации и рекомендации относительно правового урегулирования медиации будут обговариваться минимум в 7 регионах страны. Общие итоги обсуждений станут известны на заключительном мероприятии, которое состоится в мае в Киеве. Украина сейчас находится на уникальном этапе своего становления — обновляется вся система государственного управления и внедряются современные подходы и инструменты для повышения эффективности функционирования государства. Одной из актуальных задач является восстановление доверия и нормализация функционирования судебной системы Украины как гарантии того, что весь процесс реформ проходит на основе справедливости и законности».
В 2010 году несколько ведущих центров медиации страны объединились в Коалицию по развитию медиации и договорились совместно создавать и развивать рынок медиации в Украине. В августе 2014 года была создана Национальная ассоциация медиаторов Украины.