Техосмотр: перспективы в тумане
Экскурс в историю
В течение многих лет техосмотр отнимал у автомобилистов Украины время и деньги. Ради того чтобы получить талон о прохождении ТО, людям приходилось выстаивать длинные очереди и платить совсем не символическую сумму. И что наиболее любопытно, сама процедура эта имела формальный характер. Автомобили, плачевное техническое состояние которых можно было определить, что называется, на глаз, легко получали тот самый талончик, после чего продолжали эксплуатироваться на наших дорогах. В принципе, в этом не было бы ничего страшного, если бы не было одно «но»: согласно статистике немалое количество дорожно-транспортных происшествий, происходящих на территории Украины, имеет прямое отношение к неисправным агрегатам машин. Так, автомобиль, у которого присутствуют поломки в тормозной системе, может столкнуться с едущим впереди транспортным средством либо, что еще хуже, не успеет вовремя остановиться перед внезапно возникшим препятствием, и таковым, к сожалению, нередко становится пешеход. Разумеется, последствия подобной ситуации нередко обретают трагический вид.
К хорошему быстро привыкаешь
Несмотря на долго живущую схему взимания денег с автолюбителей законным путем, счастливый день для украинских водителей все же наступил. Таковым можно смело считать 5 июля 2011 года, напомним, именно тогда Верховная Рада приняла закон об отмене обязательного технического осмотра автотранспорта. Таким образом, техосмотр для частных лиц перестал существовать. Его оставили для автомобилей юридических лиц, грузовиков и автобусов. Принятый законодательный акт устранил Госавтоинспекцию МВД Украины от проведения обязательного технического контроля транспортных средств и передал эти полномочия субъектам хозяйствования.
Проверку техсостояния ТС должны были проводить независимые станции диагностики, получившие соответствующие лицензии на проведение данного вида деятельности.
Подобные изменения в законодательстве были восприняты водителями положительно. Владельцы автомобилей, не являющихся коммерческой техникой, были освобождены от ненужных финансовых потерь, а те, кто по-прежнему проходил техосмотр, отметили, что процедура эта заметно упростилась. Например, в 2012 году она занимала около 15–20 минут времени и обходилась хозяину ТС примерно в 250 грн.
Недолго музыка играла
Прошло каких-то три с половиной года, и вдруг во многих отечественных СМИ появилась информация о том, что техосмотр возвращается. Причиной тому, как указывалось выше, стало подписание Ассоциации с ЕС. Разумеется, водителей интересует, в какие сроки это может произойти и кто будет проводить его. Стоит отметить, однако, что дать точные ответы на данные вопросы весьма сложно. Все дело в том, что в ГАИ утверждают, что техосмотр для частных транспортных средств будет введен в Украине через пять лет. Об этом, в частности, заявил первый заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины генерал‑майор милиции Сергей Будник.
«Директива ЕС по проверкам пригодности к эксплуатации автомобилей и автоприцепов будет внедрена в Украине в течение пяти лет», — сообщил он.
Также он рассказал, что ГАИ уже не будет иметь отношения к данной процедуре. Такова позиция руководства Департамента ГАИ.
В свою очередь, министр МВД тоже заявил, что в ближайшее время техосмотр возвращать не будут и подобный законопроект в ВР подаваться не будет.
Поживем — увидим
Пока делать какие-либо прогнозы и называть конкретные даты рано. В обозримый период времени перед Украиной и милицией в частности стоят более важные задачи. Все прочее отходит на второй план, в том числе и техосмотр транспортных средств.
Но, наученные опытом всех прошлых нововведений, автолюбители должны оставаться начеку: коль стремимся в Европу — то и жить предстоит по европейским правилам игры. В том числе и многочисленной армии украинских автолюбителей.
Что ж, как говорится, поживем — увидим.