Трагикомические герои Юрия Евсюкова

25.01.2013 11:49   -
Автор:

Его путь во многом уникален. В свое время и не мечтавший о сцене Юрий между тем волею судьбы поступил в ГИТИС на актерский курс к великому режиссеру конца XX века А. Васильеву. Сегодня Ю. Евсюков — один из считанных его учеников в Украине, а в нашем городе и вовсе единственный носитель васильевского метода. Любители телевидения знают актера по главной роли в сериале «УВД. Курс молодого бойца», мостелефильмовскому проекту «Маршрут милосердия» и «свежей» эпопее «Страсти по Чапаю» по сценарию Э. Володарского, где актер сыграл отца главного героя.

Во время учебы в столице Юрий сыграл в знаковом спектакле в истории русского театра «Шесть персонажей в поисках автора» по Л. Пиранделло и заявил о себе в резонансной работе «Бесы» по Ф. Достоевскому. Благодаря «московскому» старту, он рано начал сниматься в кино почти на всех студиях страны. А все же свою театральную прописку в Харькове Юрий не сменил, и на сцене шевченковцев сыграл десятки ярких, запоминающихся работ.
Театральная генетика Евсюкова напоминала о себе аккуратно раз в десятилетие, когда на родной сцене Юрий попадал в работу к режиссерам-однокашникам, ученикам А. Васильева. Так, в конце 90‑х Евсюков сыграл «нового человека» Лопахина в поставленном В. Кучинским «Вишневом саде». А в начале 2000‑х был заметен в спектакле А. Жолдака «Один день Ивана Денисовича», много поездившем по европейским фестивалям.
Все, кто видел Юрия Степановича на сцене, согласятся, что этот актер удивительного диапазона, и он по праву может считаться королем самого трудного жанра — трагикомедии. Важнейшим критерием мастерства является признание коллег. В этих кругах слава Евсюкова по праву значительная. Актеры престижных киевских театров, снимавшиеся с ним в кино, отзываются о встрече с Евсюковым на съемочной площадке в самых превосходных степенях. Свидетельствует об исключительном статусе актера приглашение его уже несколько лет назад на преподавательскую должность в университет искусств. Поставленный Евсюковым на своем курсе спектакль «Мещане» по Максиму Горькому (по режиссерскому плану Г. Товстоногова) обратил внимание дотошностью в раскрытии творческих индивидуальностей студентов, глубиной проработки образов. Не понаслышке знаю, что для студентов главное в обучении у Евсюкова — это его собственный мастер-класс на сцене академического театра.
Увидеть Юрия Евсюкова можно сегодня в самых разноплановых спектаклях. Он актер востребованный, и так было всегда. Человек склонный к парадоксам, с отменным чувством юмора, Юрий Степанович каким-то только ему постижимым способом умудряется сочетать глубину профессиональных суждений с подчас детской непосредственностью в творчестве. В этом-то и заключается секрет актера. Играя в спектакле «Очень простая история» добрейшего горемыку-соседа, оказавшегося способным отдать свою никчемушную жизнь, чтобы дать шанс жить другому человеку, Евсюков потрясает зрителей откровением человеческой судьбы!
Кроме Соседа, у режиссера А. Бакирова Юрий сыграл гомерически смешного Питера Клинца в шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» и Круглика в «Законе» В. Винниченко. Последний — совершенное творение актера, персонаж, чья зловещая мефистофельская сущность раскрывается не сразу, чтобы тем острей поразить жизненной правдой. В этой роли актер интригует зрителей, постепенно раскрывая характер своего персонажа как драматический, стальной, а совсем не такой уж улыбательный и скругленный, как его фамилия…
К слову, свою способность играть роли с героической составляющей, Евсюков заявил еще в 90‑х, снявшись в роли комиссара Мегрэ («Заложники страха» по Ж. Сименону). Роль, изобилующая крупными планами, выстроилась актером последовательно, будто в театре. Взгляд, пластика, неповторимый, харизматичный голос Евсюкова выдавали ничем непоколебимую невозмутимость и непрерывную глубинную аналитику его героя.
А вот лучшей комедийной ролью актера является сегодня Доктор в спектакле И. Шнейдермана «Драгоценная Памела». Публика просто стонет от хохота, когда нудный престарелый доктор, сотрудник страховой фирмы, учиняет протокольный допрос клиентке о ее здоровье, хотя сам больше всего на свете боится сквозняков. И это неудивительно! С его-то проблемой шейных позвонков! Подверженный принудительному лечению, доктор вначале окостеневает в конвульсии, но зато потом поражает способностью на радостях бегать и прыгать, как молодой. Эксцентрическая пластика — вплоть до батманов! — конек актера. Его демонстрирует Евсюков и в новом спектакле «С тобой и без тебя» О. Русова, в котором создает трогательный образ верного вдовца, вдруг встретившего новую любовь. Такой тип мужчины, широко распространенный на просторах бывшего СССР, Юрий играет не впервые. Так в ярком фильме перестроечной поры «Ниагара» А. Визиря Евсюков запомнился в роли печально некозырного, но такого самоотверженного в любви Аркадия.
В природе Ю. Евсюкова — не останавливаться на достигнутом. Движимый неисчерпанным интересом сыграть в спектакле в еще неведомом для него ключе, пару лет назад Юрий дал согласие на срочный ввод в спектакль театра кукол «Король Лир». Встреча с актером порадовала и режиссера О. Дмитриеву, которая сегодня вспоминает его Лира: «Юрий Степанович сыграл Лира королем абсолютно земным, даже огрубевшим солдафоном, на которого вдруг обрушилась кара небес, и он нашел в себе силы стать философом.
А вот жена актера — к слову, его коллега по цеху, Галина Евсюкова, рассказывает об удивительной гармонии Юрия с природой при подготовке к этой роли. В то лето непрерывно лил дождь, а Евсюков выходил во двор дома и раскатисто репетировал монолог Лира, который, как известно, начинается словами: «Дуй, ветер, дуй! Пока не лопнут щеки…». Вконец истосковавшиеся по солнышку соседи усмотрели печальную взаимосвязь между актерскими «экзерсисами» на пленере и бушующей стихией, и обратились к Галине с убедительной просьбой — поменять мужу репертуар.
В этом семейном анекдоте — «соль» актерской планиды Евсюкова. На сцене он стихийный, и в этом неповторим.