В украинских школах продолжат внедрять программу ЮНИСЕФ “Спорт ради развития”
Учебная программа по физподготовке в украинских школах построена по модульной системе. Она содержит инвариантную (обязательную) и вариативную (на усмотрение преподавателя) составляющую. К первой части относятся: теоретико-методические знания и общая физподготовка (бег, прыжки, подтягивания и т. д.). В то же время, нормативы, указанные в учебной программе, являются лишь ориентировочными.
По словам начальника управления по вопросам информационной политики и коммуникаций МОН Татьяны Голубовой, для оценивания учитываются личные достижения ученика в течение учебного года, степень активности, участие в спортивных соревнованиях. Учителя могут применять и различные системы начисления “бонусных” баллов. Например, если ученик выполнит упражнение на не очень высокую оценку, но при этом его личный результат выполнения этого упражнения улучшится — то учитель может выставить оценку на 1—2 балла выше.
Также в учебную программу “Физическая культура. 5—9 классы” добавили еще 7 модулей: регби, корфбол, петанк, фехтование, военно-спортивные игры, степ-аэробика и чирлидинг на тот случай, если найдется такой преподаватель. Кроме того, расширены и добавлены модули для 10—11 классов.
Ученикам современных частных и альтернативных школ, как правило, нравятся уроки физкультуры.
“У нас в школе физкультура проходит в тренажерном зале с тренером. Он занимается с детьми йогой, аэробикой, дает силовые нагрузки. Задания ученики получают, исходя из состояния здоровья, роста, веса и личных предпочтений. Старшеклассники любят приходить в тренажерку просто на перерыве. У учеников 5—6 классов в программе настольный теннис, причем до 6 класса включительно обязательные предметы — ушу и хореография. Кроме того, в школе есть много секций по увлечениям, где работают профессиональные гимнасты, хореографы и др.”, — рассказывает директор по стратегическому развитию частной школы “Афины” Алексей Греков.
Это же подтверждает и специалист по альтернативному образованию, соосновательница DEC Education Наталия Тарченко.
В США спорт — национальная идея, а “ударники” физкультуры — основные претенденты на стипендию, за которыми вузы даже охотятся. В школах работают до десяти учителей физкультуры и тренеров по отдельным секциям. В Японии в школах преподается 6—10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель с обязательной медицинской квалификацией. С первого класса учеников тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности и склонности к определенным видам нагрузок. В соответствии с выводом физрук, как семейный врач, ведет школьника до самого выпуска — составляя программу тренировок, рекомендации по питанию и т. д. В Англии почти во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола и футбола, любимые англичанами лужайки для гольфа, площадки для крикета или сквоша. Школьник может выбрать сразу несколько видов спорта, от гребли до верховой езды. При этом в некоторых школах обязательны занятия балетом для девочек, турпоходы для школьников и выезды на природу.
МОН поддерживает необходимость распространения в школах программы ЮНИСЕФ “Спорт ради развития”. В 2017 году было проведено 27 тренингов для более чем 800 учителей физкультуры и руководителей школ.
2000 учебно-методических пособий доставили в ключевые научно-образовательные учреждения, участвовавшие в проекте. В этом году также провели спортивные турниры — в частности, футбольные соревнования среди девушек. По словам заместителя министра образования и науки Романа Гребы, турнир для школьниц был направлен на установление гендерного равенства. “Спорт — это действенный инструмент для того, чтобы объединять детей, развивать у них лидерские умения и привычку работать в команде. Через спорт мы должны формировать у школьников полное неприятие любых форм дискриминации. Это, в частности, касается и такого явления, как буллинг. Именно через командную работу на уроках физической культуры дети могут учиться уважать друг друга и быть терпимыми”, — отметил Греба.
Подготовила Татьяна Адамович