По крайней мере, раз в году многих начинает интересовать вопрос: а что, собственно, христианство говорит о потреблении мяса как таковом, причем не только в период поста, предназначенного для очищения души и тела, но и вообще? Теологи расходятся во взглядах на эту проблему.
“Христианство однозначно рекомендует свои приверженцам воздерживаться от потребления в пищу братьев наших меньших”, – полагает теолог Райнер Хагенкорд. В 2009 году он, католический священник и кандидат биологических наук, был среди инициаторов создания “Института теологической зоологии” при Мюнхенской епархии, и с тех пор проповедует христианские основы вегетарианства и веганства.
“В Библии, в рассказе о семи днях творения и о рае, однозначно рекомендуется вегетарианство”, – полагает Хагенкорд. Адам и Ева питались плодами, но никак не мясом животных. Указания на вегетарианский характер парадиза содержатся, по мнению теолога и его сторонников, и у пророков: например, Исайя предрекает, что в лучшем мире “волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их”. “Заметим: водить, не есть”, – подчеркивает проповедник теологического вегетарианства. По его мнению, наличие у животных души – а в этом он не сомневается – исключает возможность употребления их в пищу.
Однако его мнение не разделяют другие священники. “При всем уважении к коллегам и понимании значения поста и воздержания: религиозных предпосылок для обязательного отказа от мяса не существует”, – оппонирует ему протестантский священник-методист Себастиан Молль, доцент теологии в академии для пасторов в городе Бингене. Христос, указывает он, и сам определенно не был вегетарианцем: “Как и полагалось в его эпоху, Иисус соблюдал заветы чистоты пищи, деля ее, по ветхозаветному обычаю, на “чистую” и “нечистую”, но никак не проповедовал отказ от мяса как такового”.
У историков нет сомнений, что “однолетний агнец без порока”, запеченный с травами, был праздничным блюдом и на столе Христа и его учеников (хоть в Евангелии и не содержится прямых на то указаний). Косвенно высказывается против вегетарианства как самоцели, подмены истинной веры, и апостол Павел в Послании к римлянам: “Один верит, что можно есть все, а другой, у кого вера слаба, ест одни овощи. Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест. Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест”.
Взвешенную позицию занимает в этом споре иерарх католической церкви Германии кельнский епископ кардинал Райнер Мария Вёльки . В одной из своих недавних воскресных проповедей в Кельнском соборе он указал пастве, что “думать о ближних не менее важно, чем заботиться о стиле жизни”.
Кардинал также напомнил прихожанам о грехе ханжества: люди, не жалеющие времени и денег на поиски специального шоколада на соевом молоке и посещение веганских ресторанов класса “люкс”, обеспокоенные духовным миром своих котов и разнообразием меню своих собак, но проходящие мимо сидящего на улице нищего и равнодушно относящиеся к проблемам “ближних двуногих”, едва ли могут считать себя хорошими христианами.
Подготовила Ольга Тараб