Версии трагедии в Охотском море: моряков погубила подводная лодка

10.04.2015 10:12   -
Автор:

Большое рыболовецкое судно вышло в море на лов минтая из порта Невельск. Через пару часов корабль начал заваливаться на бок, сделал поворот вокруг оси и перевернулся. Судно ушло под воду настолько быстро, что экипаж даже не смог подать сигнал SOS. В момент аварии на борту находилось 132 моряка. По последним данным, погибли 56 человек, среди них четверо рыболовов из Украины. Капитан судна, уроженец Львовской области, и еще 15 моряков пропали без вести.

“НАС ПОГУБИЛА РАЗВЕСОВКА”

О том, что произошло 2 апреля между Камчаткой и Магаданом есть несколько версий. Из того, что уже успели рассказать спасенные матросы, можно составить такую картину. Утро было морозное и ветреное. Волны поднимались на три метра, а сильный туман усложнял видимость.

– Работать в таких условиях нам не привыкать. На борту было уже 1150 тонн рыбы, а в баках всего около 50 тонн топлива, – рассказывает спасенный моряк из Литвы. – Такая развесовка опасна, это потеря устойчивости. Нет жидкого баланса. Мы решили потянуть последний трал и идти в док.

Матрос вспоминает, как только потянули трал, судно завалилось на 10 градусов. Ровнять крен оказалось нечем. Остатки топлива размазались по бакам, жидкостного баланса не было. Команда приняла решение идти на перегруз и накренить корабль в обратную сторону.

– Мы рванули на разворот – судно снова завалилось на борт с креном градусов 30. Нас ударило волной и начало давить ветром, – продолжает литовский моряк. – Волна хлынула в цех, угодила в машинное отделение и остановила генераторы. Дальше – пошли на дно.

800 СПАСАТЕЛЕЙ И ВЕРТОЛЕТ

Крушение судна заметил датский корабль, который дал тревогу и пришел первым на помощь. Уже через пару часов в спасательной операции участвовали более 800 человек, 30 судов, авиация, спецтехника МЧС РФ. Спасти удалось 63 человека, еще 15 пропали без вести. В этом списке и капитан из Украины Александр Притоцкий.

– Состояние людей, которых удалось спасти, удовлетворительное. Вода была очень холодной, у них переохлаждение. Один моряк в критическом состоянии, – говорят в МЧС РФ.

По факту гибели людей следственный комитет РФ открыл уголовное дело. В офисе работодателя и судовладельца проходят обыски. Виновным светит до 7 лет тюрьмы.

КОРАБЛЬ-ПРИЗРАК

Как удалось узнать “КП”, версии крушения рассматриваются самые разные. Во время маневра судно могло налететь на ледяную глыбу, которых в этом месте достаточно. По другой версии, трал мог зацепиться за кусок скалы или даже подводную лодку. Это и заставило траулер лечь на бок, после чего перевернуться вверх дном. Основная же версия – это ошибка капитана или техническое состояние корабля.

– В свое время я лично принимал капитана Александра Притоцкого на работу. Было это в конце 1995 года. Он родом из Украины. Частенько туда мотался к жене. У него трое детей, – говорит Владимир Бочагов, бывший заместитель председателя “Сахалинрыбколхозсоюза”. – Александр – человек с закалкой, прошел Афганскую войну. Потом окончил мореходку и успел поработать в Приморье вторым помощником капитана. К нам устроился на судно-стеркодер третьим помощником. Много лет был капитаном на стеркодере. Закончил штурманское отделение. Был одним из лучших капитанов. И если честно – один из лучших дальневосточных мореходов.

По словам Владимира Бочагова, судовладелец убеждает, что затонувший траулер “Дальний Восток” был современным и прошел ремонт. На самом деле это старое судно.

– На судне была полная разруха, оно еле-еле работало. То кран откажет, то еще что-нибудь необходимое. Корабль пришел в район вылова недоремонтированным. Экипаж собран с миру по нитке. В цехе рыбообработки работали малайцы, – говорит Владимир Бочагов.

Вице-президент “Ассоциации рыбопромышленников Сахалина” Сергей Сиянов считает, что нужно еще разобраться, где взялся этот корабль и что он делал в Охотском море.

– Компания-судовладелец к нашей сахалинской ассоциации отношения не имеет, мы с ними не контактировали. В “Рыбколхозсоюз” компания также не входит. Учредители не сахалинские – находятся то ли на Камчатке, то ли в Приморье. Относительно порта приписки Невельск: надо четко понимать, судно такого типа, у которого осадка шесть метров, не в состоянии вообще войти в Невельский порт.

ТТХ

Тип – большой автономный траулер морозильный.

Построен в 1989 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (Украинская ССР).

Длина – 104,5 м.

Ширина – 16 м.

Максимальное водоизмещение – 5720 т.

Судно оснащено донным и разноглубинными тралами, технологическими линиями для переработки рыбы и отходов рыбообработки, а также холодильной установкой.

Штатный экипаж – 96 чел.

Количество спальных мест – 94.

Автономность – 70 суток.

Сменил несколько владельцев. После 2008 года перешел к новому оператору “Baltic Marine Fishing Company” (Латвия).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

“Это стечение обстоятельств”

Степан СТЕЛЬМАХ, Украинская ассоциация профессиональных моряков:

– Нужно понимать, что такое большой автономный морозильный траулер. Это огромный корабль, который садится в море на шесть метров. Как вы считаете, его легко опрокинуть? Кроме того, по тем данным, которые уже есть, произошло опрокидывание судна вверх килем, на языке моряков это оверкиль. Поверьте, это не катер и не лодка, чтобы получить вот такой кульбит. Потопление произошло слишком быстро. Что-то судну “помогло”. Думаю, это трагическое стечение обстоятельств. Когда тянули трал, корабль накренился, после ударился в глыбу льда и пробил борт.

СПИСОК ПОГИБШИХ ГРАЖДАН УКРАИНЫ

Cреди погибших числятся 35-летний Максим Ступарик из Симферополя и севастопольцы Сергей Полников (30 лет), Анатолий Панько (52 года) и Юрий Горобец. Сергей Полников служил на судне “Дальний Восток” машинистом, а другие крымчане – матросами.

А В ЭТО ВРЕМЯ

О трагедии жена капитана узнала от “КП” в Украине”

Мы отыскали семью капитана потонувшего траулера Александра Притоцкого. Ему 48 лет. Родился на Львовщине, в селе Малые Дидушицы, но уже много лет живет в России.

В родном селе Александра знают все. Но о трагедии в Охотском море не слышала даже его супруга…

– Скажите, пожалуйста, вы знаете о крушении судна в России, которым командовал ваш муж?

– Нет, не знаю, – растерянно сказала Иванна Михайловна, жена капитана.

– В новостях не смотрели утром? Только вы не волнуйтесь, среди погибших его фамилии нет, – пытаемся успокоить женщину.

– Нет, не смотрела.

– Расскажите нам немного о вашем муже.

– Извините, я не могу сейчас об этом говорить, – дрожащим голосом ответила Иванна Михайловна. – Да, он мой муж, у нас трое детей. Но он здесь не жил, хотя приезжал часто.

Женщина еще раз извинилась и положила трубку.

В Одесском мореходном училище рыбной промышленности, которое Александр Притоцкий окончил в 1989 году, капитана характеризуют как прилежного студента. Сокурсники говорят, он всего добивался своим трудом. Отличался хорошими отметками, а если не сразу мог усвоить материал, оставался дополнительно после занятий.

– Саша был очень настойчивым и пробивным человеком, – рассказал нам бывший однокурсник капитана Руслан Веремеев. – Мог ходить за преподавателем до тех пор, пока тот не объяснит ему все тонкости того, что он понял не до конца.

На старших курсах Александра отправили проходить практику на Сахалин. Освоившись там, мужчина решил остаться, обзавелся семьей.

– В последнее время он все больше мечтал переехать в Одессу, поближе к родителям, живущим во Львовской области, – говорит Руслан. – Мы недавно переписывались, он спрашивал, как обстановка, собирался переоформить кое-какие документы. Но до этого дело так и не дошло.

Притоцкий Александр Николаевич, капитан – директор, родом из Львовской области. О кораблекрушении жена моряка узнала от корреспондентов “КП в Украине”. Фото из соцсетей.

30-летний Сергей Полников из Крыма служил машинистом на промысловом судне. Фото из соцсетей.

Матрос 1 класса 52-летний Анатолий Панько из Крыма. Фото из соцсетей.

Матрос 2 класса 35-летний Максим Ступарик из Симферополя. Фото из соцсетей.

Источник: Комсомольская правда в Украине

Подготовила Елена Друбич