"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Виктор Попов: FED планирует создать производственную площадку в Евросоюзе

— Виктор Васильевич, недавно Вас избрали президентом Ассоциации «Укравиапром». Какие главные задачи Вы ставите перед собой в этой новой должности?
— Действительно, такое решение было принято 19 декабря на общем собрании Ассоциации. Безусловно, для меня это, с одной стороны, большая честь, что авиационная общественность оказала мне такое доверие, а с другой стороны — это еще и большая ответственность.
Я считаю, что нам всем нужно больше сосредоточиться на отстаивании интересов отечественного производителя, вопросах развития авиационной отрасли, объединить для этого все внутренние и общественные силы.
Такие ассоциации, как наш «Укравиапром», на Западе, в Европе, Америке, скажем, в странах с рыночной экономикой, имеют очень большой вес и влияние на определенные процессы, принципиальные понятия развития отрасли. В нашей стране все намного сложнее, поскольку в отрасли работают предприятия разных форм собственности, которые нужно суметь объединить под реализацию определенных программ. Тогда у нас появится реальный шанс изменить ситуацию в отрасли. И этим мы будем плотно заниматься.
Сегодня, к сожалению, вопросами развития авиации на государственном уровне никто конкретно не занимается. Поэтому у нас есть определенная неопределенность в развитии нашей авиационной промышленности. На фоне этой ситуации роль негосударственного объединения ассоциации производителя авиационной продукции возрастает. Ассоциация вместе с профсоюзом работодателей авиационной промышленности могут выполнять роль лоббиста интересов авиапрома на самых высоких уровнях государственной власти. Чтобы сделать процесс более результативным, я ставлю задачу на следующий год провести объединительное совещание и обязательно пригласить в нашу организацию, в Ассоциацию «Укравиапром» представителей «Укроборонпрома» для консолидации усилий по развитию авиапрома на всех уровнях исполнительной и законодательной власти.
— В этом году Кабмин утвердил Стратегию развития отечественного авиапрома. Как Вы оцениваете ее эффективность?
— Надо понимать, что Стратегия обрисовывает ситуацию в отрасли в целом, а вот конкретики нет, поэтому первоочередная задача — это трансформировать стратегию в Программу, где будут указаны конкретные планы, сроки, регуляторы и исполнители. Второй вопрос, который вытекает из первого, — это формирование государственного заказа по закупке самолетов, вертолетов, ракетно-космической техники украинского производства и, естественно, выделение бюджета под этот государственный заказ. Предприятия авиационной промышленности, получив заказ то ли от Мин­обороны, то ли от ГСЧС, то ли от МВД, сразу получают мощный толчок в развитии. Да, есть заказ на поддержание летной годности существующего парка авиационной техники, есть проект «Ракетный щит», в рамках которого Государственным Киевским конструкторским бюро «Луч» была разработана крылатая ракета «Нептун» — мы эффективно участвуем в этих локальных проектах. Но не сформирован ни госзаказ на гражданскую аэрокосмическую технику, ни гособоронзаказ в целом. Насколько мне известно, порядка 30 % средств, выделяемых правительством на выполнение оборонного заказа, не осваиваются.
— А в это время МВД закупает 55 вертолетов Airbus Helicopters…
— Этот год стал очень тяжелым для авиационной промышленности. Фактически нет госзаказов, и в это время идет закупка вертолётов во Франции. Лично я считаю подобные действия антигосударственными и объясню почему: сегодня в Украине, благодаря усилиям АО «Мотор Сич», ГП «Ивченко Прогресс», компании FED — то есть всех, кто работает над созданием новых образцов авиационной техники, — создан практически полный цикл по производству вертолетов. Если бы половину денег, которые потратили на закупку вертолетов у Airbus Helicopters, выделили бы «Мотор Сичи», в виде госзаказа от ГСЧС, МВД, Министерства обороны, то наше вертолётостроение пошло бы по «магистральной дороге» — начало стремительно развиваться.
— Как отразилось на работе предприятия введение военного положения?
— Не буду оригинальным, если повторю простую истину: деньги любят тишину. В нашем случае негатив от введения ВП мы получили существенный. Начиная от откладывания существующих контрактов на более поздний срок до полного запрета на предоплату. Есть серьезные контракты, которые требуют соответствующей подготовки, покупки комплектующих, материалов. Элементарно не хватает оборотных средств для выполнения контракта. Или, например, ситуация, когда мы закупили импортное оборудование, а предприятие из-за военного положения отказывается направлять к нам наладчиков. Введение военного положения ограничило украинские авиапромышленные, машиностроительные компании в закупках и поставках, сильно ударило по имиджу. Хочу подчеркнуть еще одну деталь: при заключении контрактов с солидными фирмами обязательно проводится процедура аудита. Одним из самых главных разделов аудирования является расчет рисков, и если посмотреть, каким образом оцениваются риски, то ни одно предприятие, которое расположено в областях, в которых введено военное положение, не пройдет процедуру аудита. Закон о военном положении принят, мы его обязаны выполнять и выполняем, но надеемся, что военное положение не продлится дольше срока, указанного в законе.
— Помимо оборонного заказа, в какой помощи от государства нуждается отрасль?
— В связи с разрывом связей с нашим восточным соседом мы сегодня очень ограничены в материалах для работы. В военной промышленности металл имеет первоочередное значение. Сейчас в отрасли большие проблемы с материалами. Франция с США не спешат продавать нам свои материалы. Но и это не самая большая проблема. Мало закупить материалы, их необходимо сертифицировать. Поэтому один из самых важных вопросов, которые требуют немедленного решения на государственном уровне, — это создание сертификационных центров, которые позволят использовать зарубежные материалы.
— Ранее в СМИ Вы заявляли, что компания FED совместно с зарубежными компаниями готова выделить инвестиции, чтобы возобновить производство на Харьковском авиазаводе. Эти планы, намерения еще актуальны?
— Много лет я мечтаю о возрождении в нашей стране гражданского самолетостроения. В последние годы ХАЗ
выпускал Ан‑74. Учитывая характеристики нашего «Чебурашки», как называют этот самолет, у него нет конкурентов, ему вообще цены нет. Это уникальный самолет, который работает в любых климатических условиях, садится и взлетает с любой площадки, может использоваться в широчайшем спектре отраслей народного хозяйства. Сейчас на ХАЗе в разной степени готовности находится 8 самолетов Ан‑74, в которых все основные комплектующие, кроме современной системы авионики, отечественного производства. Вот только соберут ли эти самолеты? Это большой вопрос. Хотя есть масса вариантов, как его решить. Один из них — сотрудничество с канадскими компаниями, которые готовы принимать участие в производстве и модернизации Ан‑74. Необходимы инвестиции порядка 100 млн долларов для того, чтобы сделать апгрейд самолета, что позволит заменить комплектующие российского производства и устаревшие комплектующие. Еще порядка 150 млн долларов на сертификацию в Европе, США или Канаде. Кстати, нам могут помочь пройти сертификацию в канадской службе. Все эти средства можно будет вернуть в первые годы запуска производства, при условии выпуска хотя бы 5 самолетов в год. Но самое главное — руководителям ХАЗа и «Укроборонпрома» нужно принять твердое государственное решение реализовать этот проект, который, я уверен на 100 %, может быть успешно выполнен.
— Виктор Васильевич, а с кадрами проблем нет? Многие сегодня ищут себя далеко от Родины.
— У нас хорошо работает кадровая служба, которая мониторит атмосферу в коллективе. Мы стараемся делать все, чтобы наши сотрудники чувствовали защиту и поддержку, могли развиваться, повышать свой профессиональный уровень. Много внимания на предприятии уделяется обучению иностранному языку. Сформировали 8 групп изучения английского языка. Причем занимаются не только инженеры, но и технический персонал. Мы напрямую работаем с ведущими учебными учреждениями, приглашаем на практику студентов, это целая система. Отличники проходят оплачиваемую практику за рубежом.
В этом сложном году мы делаем большой шаг в решении квартирного вопроса наших молодых специалистов. Предприятие приобрело для этого 10 квартир. В этом году мы также подняли зарплату на 25 %, и теперь средняя зарплата на производстве составляет почти 22 000 грн. Ставим задачу довести ее до эквивалента 1000 долларов.
— Значит, жизнь продолжается и предприятие развивается?
— Главное, я считаю, не терять темп развития. Мы открыли для себя новых партнеров, подписали два новых контракта в Китае, с Канадой, подписали контракт с ведущей фирмой в Израиле, на очереди подписание контракта с американской фирмой и еще два контракта с корейскими фирмами. С некоторыми фирмами, с которыми мы давно работаем, мы уже подписываем договора о стратегическом сотрудничестве, которое подразумевает не только поставку изделий, но и совместное производство. Стратегия интеграции в мировую авиационную промышленность нами постепенно реализовывается, и этот год показал, что мы идем в правильном направлении.
— Как насчет выхода на внешние рынки?
— На следующий год мы сформировали внешних заказов на 30 миллионов долларов. Это в четыре раза больше, чем на внутреннем рынке страны. Чтобы масштабно выйти на европейский рынок с продукцией украинских аэрокосмических компаний, нужно размещать совместное производство в странах — членах Евросоюза. Поэтому мы однозначно решили создать производственную площадку на территории Евросоюза. Я успешно прошел собеседование на должность Почетного консула Республики Словакия в Харьковской, Полтавской и Сумской областях, и уже в начале года Почетное консульство начнет свою работу. Это те коммуникации и та мировая практика, которые откроют нам гораздо более широкие возможности для интеграции в европейские мировые программы. Будем развиваться сами и развивать отечественный авиапром.
Ирина КУЛИЧЕНКО