Высшая школа: снова ветер перемен?..
«Серпом по некачественному образованию», так определили суть надвигающихся изменений в статье в еженедельнике «Зеркало недели». Сегодня в наибольшей степени перемены коснулись абитуриентов. А так как Харьков — город студенческий, все эти новации и перемены в немалой степени касаются и каждого из нас. Поэтому, как изменилась процедура вступительной кампании в вузы и как на это реагируют абитуриенты и их родители, мы решили выяснить на дне открытых дверей Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.
А накануне мы обратились к директору Харьковского регионального центра оценивания качества образования, заслуженному работнику образования Украины, доктору социологических наук, профессору, член-корреспонденту Академии педагогических наук Украины Александру Сидоренко.
«На сегодняшний день об изменениях, касающихся ВНО, нельзя говорить окончательно, поскольку документ, выпущенный Министерством науки и образования, юридически еще не утвержден. Но я предполагаю, что это произойдет в ближайшее время. 19 ноября наш центр проведет Большой расширенный совет, на который будут приглашены все субъекты вышеназванной процедуры и получат необходимые разъяснения. И только после утверждения нормативно-правовых актов относительно ВНО в Министерстве юстиции мы проведем пресс-конференцию, после которой журналисты в доступной форме расскажут о сути изменений широкой аудитории. Значительную часть необходимой информации по этому поводу уже сегодня можно почерпнуть на сайте центра.
Считаю, что абитуриентам не стоит волноваться, потому что изменения касаются только процедуры оценивания, а не программы, по которой составляются тестовые задания. Программа остается неизменной и полностью соответствует содержанию школьного обучения. То есть система построена таким образом, что если у абитуриента есть необходимые знания, умения и навыки, то у него не будет проблем с поступлением, а если такого базового минимума нет, то его следует сначала обрести, а потом уже поступать в вуз. Реформа направлена на усиленный отбор только мотивированных студентов, для которых высшее образование станет стартом будущей профессиональной реализации, а не временем «передержки», после которой придется начинать все сначала», — прокомментировал нам развитие ситуации Александр Сидоренко.
В обращении ректора ХНУ, академика НАН Украины, профессора Виля Бакирова к многочисленным абитуриентам и их родителям в день открытых дверей прозвучали похожие мысли.
«На сегодняшний день количество мест в разнообразных вузах Украины превышает количество выпускников школ в 2,5 раза. Это абсурдная ситуация, которая приводит к тому, что многие выпускники вузов могут найти себе работу в основном в торговых залах различных супермаркетов. Не скрою, что некоторых выпускников и нашего вуза (который входит в тройку лучших вузов Украины и в пятую сотню лучших вузов мира) можно найти там же, потому что сам по себе диплом мало значит, если за ним не стоит крепкая учебно-профессиональная подготовка, человеческие качества и здоровье. Я бы посоветовал сегодняшним абитуриентам не зацикливаться на деталях правил приема, а, прежде всего, распознать свою профессиональную доминанту», — сказал Виль Бакиров.
Отметим, что профориентации в Каразинском университете уделяют большое внимание. Центр довузовского образования (директор — канд. технических наук, доцент Вадим Чеботарев) включает в себя не только имеющиеся практически во всех вузах подготовительные курсы, но и Малый каразинский университет (ректор — Валерия Курильченко), где высококлассные педагоги, работающие по авторским методикам, прививают своим подопечным вкус к науке с 5 лет. В 2015 году университету исполнится 15 лет, что дает все основания рассказать об этом уникальном явлении в сфере педагогики на страницах нашей газеты более подробно.
По‑хорошему конкурирует с Малым университетом в профориентационной работе физический факультет (декан — профессор Руслан Вовк), на котором для школьников в течение всего учебного года совершенно бесплатно дважды в неделю проходят занятия по физике с демонстрацией опытов и раз в неделю консультации по решению задач.
Как раз для дня открытых дверей факультет подготовил замечательую презентацию, включающую не только артистическую демонстрацию опытов, но и очень содержательную просветительскую лекцию с видеодемонстрациями о научной истории факультета, которая насчитывает более 200 лет.
Автор потрясающей физической феерии — вот уже 30 лет заведующий учебно-экспериментальной лабораторией кафедры экспериментальной физики Борис Валиев. На такой лекции интересно было бы всем — не только физикам, но и лирикам. Но, естественно, лирики были на других факультетах.
Абитуриентов с социально-гуманитарной направленностью, как показал блиц-опрос, проведенный на самом дне открытых дверей студентами-журналистами IV курса, больше всего интересуют иностранные языки и, прежде всего, английский. Как вариант, в случае непоступления на факультет иностранных языков, они рассматривают филологический. «При выборе нашей специализации, рассказывает зам. декана филологического факультета доцент Юрий Кохан, важно понять, что филология — это не только чтение художественной литературы, но и глубокое изучение таких сложных дисциплин, как старославянский язык, историческая грамматика, древняя полемическая литература. Это не чтение того, что нравится, а фундаментальное изучение литературного процесса, которое опирается на необходимые знания по языкознанию, истории, философии, культурологии, психологии, социологии и даже естествознанию».
* * *
Общение с абитуриентами показало, что на день открытых дверей в ХНУ пришли на удивление мотивированные одиннадцатиклассники из школ Харькова, Харьковской области и Донбасса. Они не только определились с направлением своих интересов, но и с узкой профессией.
«Можно ли на биологическом факультете выучиться на ветеринара»; «хочу быть химиком-технологом, в какой технологии — еще не знаю, определюсь, когда поступлю, но уже точно знаю, что учителем химии быть не хочу»; «хочу быть юристом, но не знаю, чем отличается образование в Юридической академии и на юридическом факультете ХНУ»; «хочу быть экономистом, но хочу понять, где я получу больше карьерных возможностей — в Инженерно-экономическом университете или в университете им. Каразина»; «где и кем можно устроиться на работу после обучения на таких интересных факультетах, как психологический, социологический, философский»; «кроме собственно образовательных услуг, для меня важны условия проживания в общежитии, так как снимать жилье у моей семьи нет возможности», — это только часть вопросов, озвученных ребятами.
Понятно, что подавляющее большинство хочет поступить на бюджет, даже если при этом придется несколько изменить профиль избранной специальности, практически никто не собирается «терять год», чтобы поступить именно туда, куда выбрал. Ну, например, поработать год санитаркой в больнице, а потом с новыми силами и лучшей подготовкой еще раз попытать счастья в медицинский. Такое предложение вызывало полное недоумение: «Поступить необходимо в этом году обязательно! Хотя бы куда-нибудь, если не получится с реализацией мечты». Изменения в процедуре приема перестали пугать после четкого и понятного объяснения их на общей встрече с доцентом Ольгой Анощенко. «Расставляем свои 15 или менее выбранных мест в приоритетном порядке и налегаем на изучение профильного предмета, так как результаты ВНО будут умножаться на коэффициент; понятно, что профильный предмет будет умножаться на больший коэффициент», примерно так поняли грядущие изменения сами абитуриенты и отметили, что это лучше, чем было в прошлом году.
Но образовательная реформа только начинается. «При обсуждении правил приема в вузы я поставлю вопрос о замене творческого конкурса на специальности «журналистика» ВНО по истории Украины», — рассказывает декан филологического факультета профессор Юрий Безхутрый. Свою позицию он объясняет так: «Лишних знаний у журналиста не бывает. А умение излагать письменно свои мысли проверяются ВНО по украинскому языку и литературе. Творческий конкурс в жанре сочинения на свободную тему ничего не дает: профессиональных склонностей таким видом работы мы не выявим, а предлагать настоящий творческий конкурс по профессии «журналистика» мы не можем, так как не имеем права выходить за рамки школьной программы, которая не предусматривает обязательное обучение журналистским навыкам. Попробовать же себя будущий журналист может в кружках, турнирах, да и сотрудничество старшеклассников с настоящей редакцией тоже возможно. Кафедра журналистики в случае отмены творческого конкурса обязательно усилит профориентационную деятельность».
* * *
Итак, системная реформа образования только начинается. Важно, чтобы она действительно стала серпом, который выжнет сорняки некачественного образования, не задев при этом здоровые ростки.