В Мариинском дворце состоялось торжественное подписание текста Закона Украины «О принятии Конституции Украины и введении ее в действие». С того времени прошло много лет, а Конституционная реформа в нашей стране продолжается до сих пор.
Новая Конституция Украины, которую Верховная Рада приняла 28 июня 1996 года, стала первым Основным Законом независимой Украины, продолжением многовековых конституционно-правовых традиций украинского народа. С принятием Конституции были определены базовые координаты и ориентиры, совокупность общественных ценностей — все то, что формирует политико-экономическую систему. Очерчены отношения государства и гражданина, их права и взаимные обязанности. Установлены пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельной личности.
Как рассказал президент Национальной академии правовых наук Украины, академик Национальной академии наук Украины, доктор юридических наук, профессор, член Конституционной Ассамблеи Василий Таций, принятие главного Закона государства было процессом не одного года.
«Было подготовлено несколько вариантов проекта Конституции Украины. Конституционная комиссия из каждого проекта выбрала лучшие предложения, после чего проект был передан на рассмотрение в ВР, — отметил В. Таций.
— И я хотел бы подчеркнуть, что проект Конституции, который был принят в 1996 году, являлся образцом наилучшего конституционного акта, который был известен в мире за последнее время. Новый нормативный акт отражал с одной стороны особенности Украины как независимого государства, с другой — ориентирован на передовой мировой опыт, особенно на европейский опыт строительства законодательного акта».
Конституция определила направления развития Украины как независимого, самостоятельного, демократического государства.
За 16 лет уже были приняты практически все базовые конституционные законы, существует система нормативно-правового обеспечения, созданы фактически все институции и все, что касается органов правовой охраны, системы судебных органов.
Но, как и любой закон или правовой документ, Конституция Украины также требует изменений и усовершенствований.
Внесения поправок
Первые поправки (они были названы «политреформой») в Конституцию Украины 1996 года были внесены ВР 8 декабря 2004 года. Принято такое решение было незадолго до третьего тура президентских выборов. Суть поправок заключалась в том, что Украина трансформировалась из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику (формирование правительства должен осуществлять не президент, а коалиция партий в ВР), срок полномочий Верховной Рады одного созыва продлевался с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки разрешили провести 3-й тур голосования на выборах президента. В тот же день президент Леонид Кучма подписал эти документы.
Этот Закон должен был вступить в силу 1 сентября 2005 года, в случае, если бы на то время были приняты изменения в Конституцию касательно реформирования системы местного самоуправления. Однако указанный закон не принят и поныне, в связи с чем часть поправок вступила в силу с 1 января 2006 года, а их основная часть — 25 мая 2006 года.
На основе сделанных поправок с 2005 по 2010 годы формировалось правительство Украины. Голосованием Рады премьер‑министрами назначались Юлия Тимошенко (4 февраля 2005 года), Юрий Ехануров (22 сентября 2005 года, со второй попытки), Виктор Янукович (4 августа 2006 года), Юлия Тимошенко (18 декабря 2007 года) и Николай Азаров (11 марта 2010 года).
26 марта 2006 года прошли выборы в V Верховную Раду Украины, которая должна была работать 5 лет (но работала чуть более года, до 2 апреля 2007). Выборы в ВР VI созыва прошли 30 сентября 2007 года.
Но после ухода с поста президента В. Ющенко 30 сентября 2010 года Конституционный суд Украины принял решение о том, что внесения поправок в Конституцию Украины от декабря 2004 года были приняты с нарушением процедуры.
По Конституции Украины, изменения в тексте самой же Конституции могут быть приняты только Верховной Радой. Это означает, что для принятия или отмены данных поправок требуется провести повторное голосование с соблюдением всех процедур.
Дело рассматривалось по представлению 252 народных депутатов. Они увидели основания признать неконституционным принятый в 2004 году Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины». Авторы ходатайства указывали на нарушение процедуры принятия закона: документ был рассмотрен и проголосован ВР без обязательного в таком случае заключения Конституционного Суда.
5 октября 2010 года Парламентская ассамблея совета Европы обратилась к Венецианской комиссии с просьбой дать оценку решению Конституционного суда об отмене политреформы 2004 года. В декабре 2010 года комиссия составила свое мнение, в котором назвала «крайне необычным» признание поправок к Конституции противоречащими ей спустя 6 лет после их принятия.
Венецианская комиссия ПАСЕ настойчиво рекомендует провести Конституционную реформу во избежание кризиса (имевшего место в 2007 году) и соблюдения права народа на выбор формы государственного устройства через общепризнанную мировым сообществом систему непосредственной демократии.
Правоведами, специалистами Конституционного права, в Конституции Украины обнаружено 176 ошибок, ведущих к нескончаемым правовым коллизиям и требующим незамедлительного правового разрешения.
Факт настоятельной необходимости внесения изменений в текущую редакцию данного документа подтверждается также и последней инициативой бывшего главы государства президента Украины Виктора Ющенко о проекте Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины».
Конституционная ассамблея
17 мая 2012 года действующий Президент Украины Виктор Янукович подписал указ о создании Конституционной ассамблеи, совещательного органа при президенте Украины, основой ассамблеи является подготовка системных изменений к действующему законодательному акту. Председателем Конституционной ассамблеи был назначен первый президент Украины Леонид Кравчук.
Уже 20 июня состоялось первое заседание ассамблеи. Именно оно и стало очередным этапом в реформировании Конституции Украины. Первоначально предполагалось, что в работе над конституционной реформой примут участие представители всех политических сил, но выполнить эти планы не удалось — объединенная оппозиция объявила, что не признает легитимность данного органа.
Как рассказал В. Таций, во время первого заседания В. Янукович обратил внимание на то, что одной из основных задач ассамблеи является изучение общественного мнения и то, какой бы хотели видеть Конституцию после изменений граждане Украины.
«Настало время, когда надо перейти на более высокий уровень организации работы по совершенствованию Конституции, — подчеркнул В. Таций. — Сегодня в нашей стране, в ее политической и экономической системе многое изменилось, и даже такой закон как Конституция нуждается в обновлении. Речь идет не о принятии новой Конституции, а о тех недостатках и положениях, которые требуют дальнейшего усовершенствования. Поэтому задача Ассамблеи — внести эти изменения, которые улучшат дела в государстве и в жизни граждан».
Кстати, среди 95 членов Конституционной ассамблеи около 20 представителей Харькова. В основном это преподаватели и профессора Национального университета «Юридическая академия им. Я. Мудрого», председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов, ректор Харьковского национального университета внутренних дел, доктор юридических наук, профессор Александр Бандурка и другие.
Из семи комиссий ассамблеи две возглавляют представители академии им. Я. Мудрого — это завкафедрой государственного строительства и местного самоуправления Светлана Серегина и ректор Василий Таций. Остальные 5 комиссий возглавляют представители Академии правовых наук Украины.
Сегодня перед членами ассамблеи, в первую очередь, стоят задачи, связанные с усовершенствованием работы правоохранительной системы и подготовкой предложений по формированию концепции Конституционной реформы в Украине.
В ближайшее время в планах рабочей группы оформить свои предложения в виде определенного документа по подготовке концепции Конституционной реформы.
«Конституция является базовой для того, чтобы строить и развивать Украину как правовое государство. Ведь строительство правового государства для нас сегодня есть приоритетным, и именно над этим мы должны работать, — подчеркнул Василий Таций. — Главный вопрос заключается в том, готовы ли мы жить в условиях правового государства. Для этого нам нужно воспитывать новое поколение людей. С первых дней рождения человека начинать правовую воспитательную работу».