«Запорожцы»- на марке. ФОТО
В Украине введена в оборот почтовая марка с изображением известной картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Торжественное погашение марки состоялось в Харьковском художественном музее. Теперь марка является действительной для оплаты услуг почтовой связи.
Как сообщила заместитель директора Харьковской дирекции «Укрпочты» Галина Башлай, выпуск марки посвящен 170-летию со дня рождения выдающегося художника Ильи Репина. Марка выпущена номиналом 3,3 грн, ее формат – 45,2 х 36,54 мм. Тираж – 190 тыс. экз.
«Эта марка – самая красивая, выпущенная «Укрпочтой» за последние 10 лет. На ней изображена не просто картина. На ней отображен дух украинского народа», – подчеркнула заместитель директора «Укрпочты».
Отметим, в обороте почтовой связи уже несколько марок, посвященных Илье Репину и его творчеству. Нынешний выпуск марки входит в план мероприятий госучреждений, посвященных юбилею художника.
Справка:5 августа 2014 года исполняется 170 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, русского живописца, художника и портретиста.
Илья Ефимович Репин родился 5 августа (24 июля по старому стилю) 1844 года в городе Чугуеве в семье военного поселенца.
В 1864 году Илья Репин был принят в Императорскую академию художеств (ИАХ, ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина), которую окончил в 1871 году.
Будучи студентом академии, в 1869 году он был награжден Малой золотою медалью за картину, написанную на программу “Иов и его друзья”.
Во время своего путешествия по Волге в 1870 году Репин написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них он создал по заказу великого князя Владимира Александровича картину “Бурлаки на Волге”, оконченную в 1872 году. Эта картина, изображающая тяжкий физический труд бурлаков, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства.
По окончании академии Репин получил пенсион (содержание) от ИАХ для дальнейшего совершенствования за границей. В 1873-1876 годах он предпринял путешествие в Италию и Францию. В Париже художник написал “Парижское кафе” и сказочного “Садко”.
С 1876 года Илья Репин являлся академиком, с 1893 года — действительным членом Императорской академии художеств.
В 1878-1891 годах Репин был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Конец 1870-х — 1880-е годы — наиболее плодотворный период творчества художника. В это время появляются его лучшие произведения — портреты, картины социальной направленности, исторические полотна.
На выставках товарищества передвижников были представлены наиболее известные в будущем картины Репина “Правительница Софья Алексеевна в монастыре” (1879), “Крестный ход в Курской губернии” (1883), “Не ждали” (1884), “Иоанн Грозный и его сын Иван” (1885).
В 1892 году на выставке произведений Репина и Шишкина в Академии художеств впервые была представлена картина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” и более 30 этюдов к ней. Картина имела успех и была приобретена императором Александром III за 35 тысяч рублей — за столь высокую цену даже меценат Павел Третьяков был не в состоянии ее купить.
В лице Репина обрел талантливого мастера жанр реалистического живописного портрета. В каждой модели художник сумел найти неповторимо-индивидуальное своеобразие, богатство психологии, характера, внутреннего мира. В разное время Репиным были выставлены портреты хирурга Николая Пирогова, предпринимателя Павла Третьякова, художника Ивана Крамского, актера Михаила Щепкина, писателей Ивана Тургенева и Льва Толстого и многих других известных людей того времени.
Одним из самых знаковых в его творчестве стал портрет композитора Модеста Мусоргского, который был написан за четыре дня в Николаевском военном госпитале, где впоследствии музыкант скончался. По отзывам современников композитора, художнику удалось передать натуру, характер, весь внешний облик Мусоргского.
Репиным были созданы эффектные многофигурные портреты “Славянские композиторы” (1871-1972), “Торжественное заседание Государственного совета” (1901-1903), написанный совместно с Борисом Кустодиевым и Иваном Куликовым на правительственный заказ. В этом полотне Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур.
Илья Репин также вел активную педагогическую деятельность. В 1894-1907 годах он был преподавателем, а с 1898 года по 1899 год ректором в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств. Одновременно в 1895-1899 годах преподавал в частной художественной студии княгини Марии Тенишевой в Санкт-Петербурге. Среди его учеников были Борис Кустодиев и Игорь Грабарь, частные уроки брал Валентин Серов.
С 1899 года художник жил в имении “Пенаты” в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области) на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.
В 1917 году Репин написал новый вариант “Бурлаков” под названием “Быдло империализма”, тем самым приветствуя революцию. Позже, отъединенный в “Пенатах” от Советской России, когда Финляндия обрела независимость, он неоднократно выражал неприятие нового советского режима, осуждая красный террор и новую орфографию русского языка.
В 1922-1925 годах Репин написал одну из лучших своих религиозных картин — “Голгофу”, проникнутую беспросветным трагизмом.
Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо Климента Ворошилова в 1926 году) художник не возвратился на родину, хотя дарил советским музеям свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями.
29 сентября 1930 года Илья Репин скончался в имении “Пенаты”. Похоронен в парке усадьбы, который был создан его руками и по его замыслам.