"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Об исполнении бюджета города Харькова за 2012 год (Доходы бюджета)

Доходы бюджета

За 2012 год доходы бюджета города Харькова составили 4531,2 млн. гривень, из них доходы общего фонда — 2573,4 млн. гривень (56,8 %), специального — 609,4 млн. гривень (13,4 %), трансферты из государственного и областного бюджетов — 1348,4 млн. гривень (29,8 %).
По сравнению с 2011 годом финансовые ресурсы города возросли на 756,4 млн. гривень (на 20 %), в том числе доходы общего фонда — на 292,1 млн. гривень (на 12,8 %), специального — на 192,7 млн. гривень (на 46,3 %), объем трансфертов — на 271,6 млн. гривень (на 25,2 %).
Наиболее весомым источником наполнения бюджета города является налог на доходы физических лиц (74,3 % доходов общего фонда бюджета и 42,2 % всего объема доходов).
По сравнению с 2011 годом объем налога на доходы физических лиц увеличился на 13,5 % (с 1684,2 млн. гривень до 1911,9 млн. гривень).
Вторым весомым источником формирования бюджета города является плата за землю (21,3 % доходов общего фонда бюджета и 12,1 % всего объема доходов), против 2011 года ее поступления возросли на 13,5 % (с 482,6 млн. гривень до 547,5 млн. гривень).
Также возросли поступления в общий фонд: платы за аренду городского коммунального имущества — с 52,1 млн. гривень до 55,1 млн. гривень, сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (за исключением торговли нефтепродуктами) — с 14,3 млн. гривень до 16,2 млн. гривень, платы за размещение временно свободных средств местных бюджетов — с 6,3 млн. гривень до 11,2 млн. гривень, налога на прибыль городских коммунальных предприятий — с 5,4 млн. гривень до 10,1 млн. гривень.
Следует отметить, что непростые экономические условия, напрямую связанные с продолжающимися кризисными проявлениями в мировой экономической и финансовой сфере, не позволили достичь темпов роста поступлений в бюджет города, заложенных при формировании Государственного бюджета Украины и соответственно при утверждении бюджета г. Харькова на 2012 год.
Так, при принятии Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» рост объемов налога на доходы физических лиц заложен в целом по Украине — на 14,6 %, по городу Харькову — на 19,6 %, фактически же он составил в целом по Украине 13,1 %, по городу Харькову — 13,5 %.
В связи с этим плановые показатели по основному доходному источнику выполнены на 94,9 %.
Уточненные плановые показатели по плате за землю выполнены на 98,7 %, недополучено 7,3 млн. гривень за счет недопоступления арендной платы за землю.
В целом уровень выполнения уточненных плановых показателей бюджета города Харько-ва за 2012 год составляет 96,8 %, в том числе по общему фонду — 96,5 %, по специальному фонду — 93,5 %, по трансфертам — 99,0 %.
В составе доходов специального фонда за 2012 год (609,4 млн. гривень) 68,4 % занимает бюджет развития, объем которого по сравнению с 2011 годом возрос в 2 раза (с 213 млн. гривень до 417 млн. гривень).
Увеличение доходов бюджета развития обеспечено за счет роста в 2,7 раза поступлений единого налога (со 109,1 млн. гривень до 298,7 млн. гривень), в 1,8 раза — от приватизации коммунального имущества (с 15,9 млн. гривень до 28,8 млн. гривень), а также за счет зачисления средств долевого участия в развитии инфраструктуры города (19,7 млн. гривень).
Одновременно с этим снизились объемы поступлений от продажи земли с 88,0 млн. гривень до 69,8 млн. гривень (на 20,8 %).
По другим доходным источникам специального фонда следует отметить рост в 1,1 раза собственных поступлений бюджетных учреждений (со 154,6 млн. гривень до 171,2 млн. гривень) и в 1,7 раза — сбора за первую регистрацию транспортного средства (с 3,9 млн. гривень до 6,5 млн. гривень).
Объем трансфертов из государственного и областного бюджетов в общий и специальный фонды бюджета города Харькова составил 1348,4 млн. гривень против 1076,7 млн. гривень, поступивших в 2011 году, и уточненного планового показателя в сумме 1362,2 млн. гривень.
По сравнению с предыдущим годом в 1,2 раза увеличились объемы субвенций на выплату помощи семьям с детьми (с 596,3 млн. гривень до 729,2 млн. гривень), в 1,3 раза — на содержание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (с 1,5 млн. гривень до 2,0 млн. гривень), в 1,4 раза — на компенсацию части процентных ставок по привлеченным кредитам на обновление парка автобусов и троллейбусов принимающих городов по подготовке к проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу (с 16,2 млн. гривень до 22,2 млн. гривень), в 1,9 раза — дополнительной дотации на выравнивание финансовой обеспеченности местных бюджетов (с 20,0 млн. гривень до 37,0 млн. гривень), на 2,1 % — дополнительной дотации на компенсацию потерь местных бюджетов вследствие предоставленных государством льгот по уплате земельного налога субъектам космической деятельности и самолето-строения (с 17,8 млн. гривень до 18,2 млн. гривень).
Кроме того, в 2012 году поступили дотация выравнивания из государственного бюджета (43,7 млн. гривень), дополнительные дотации на улучшение предоставления социальных услуг наиболее уязвимым слоям населения (8,5 млн. гривень) и на оплату труда работников бюджетных учреждений (28,2 млн. гривень), субвенции на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий (13,1 млн. гривень), на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (66,4 млн. гривень) и на частичное возмещение стоимости лекарственных средств для лечения лиц с гипертонической болезнью (0,3 млн. гривень), которые в 2011 году отсутствовали.
Остался недовыполненным план поступлений субвенций из государственного бюджета на выплату помощи семьям с детьми в сумме 12,0 тыс. гривень, на льготы и субсидии населению — 340,3 тыс. гривень, на содержание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, — 10,5 тыс. гривень, на частичное возмещение стоимости лекарственных средств для лечения лиц с гипертонической болезнью — 830,0 тыс. гривень. При этом необходимости в получении указанных средств город не имел, задолженность по выплатам отсутствует, однако Министерством финансов Украины плановые показатели не уменьшены, что привело к факту их невыполнения.
Из предусмотренной городу Харькову субвенции на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию регионов в сумме 20,0 млн. гривень получено и освоено 13,1 млн. гривень.
В бюджет города не поступили запланированные в части специального фонда субвенция из государственного бюджета на финансирование ремонта помещений управлений труда и социальной защиты исполнительных органов городских и районных в городах советов для осуществления мероприятий по выполнению совместного с Мировым банком проекта «Усовершенствование системы социальной помощи» в сумме 10,7 тыс. гривень, а также прочая субвенция из областного бюджета в сумме 5,8 млн. гривень.
На наполнение доходной части бюджета города существенное влияние оказывает выполнение налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.
По данным государственной налоговой службы задолженность налогоплательщиков города Харькова перед бюджетами всех уровней по состоянию на 01.01.2013г. достигла 711,2 млн. гривень (против 1396,7 млн. гривень на 01.01.2012г.), что составляет 6,5 % к объему территориальных налоговых поступлений, задолженность перед бюджетом города — 117,5 млн. гривень (против 117,1 млн. гривень на 01.01.2012г.) или 2,6 % к объему бюджета города за год.
За 2012 год общий размер недоимки уменьшился на 685,4 млн. гривень, в то же время недоимка по платежам, поступающим в бюджет города, возросла на 0,4 млн. гривень.
Наиболее значительные суммы недоимки сложились по налогу на доходы физических лиц (35,8 млн. гривень) и плате за землю (74,5 млн. гривень).
Основными должниками по плате за землю на протяжении длительного времени остаются предприятия машиностроительного комплекса и строительной сферы, на работу которых продолжают влиять негативные проявления мирового финансово-экономического кризиса.
Заместитель городского головы — директор Департамента бюджета и финансов Т. Д. Таукешева