— Антон Александрович, уже несколько лет действует программа по установке счетчиков газа. Расскажите более подробно, кому сейчас устанавливаются счетчики? Сколько еще необходимо установить?
— Да, эта программа продолжает действовать согласно Закону Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа». Сейчас устанавливаем индивидуальные счетчики газа тем потребителям, которые используют газ для приготовления пищи и подогрева воды. Таким потребителям осталось установить порядка 11 тыс. счетчиков.
А для потребителей, которые используют газ только для приготовления пищи, устанавливаем надомные узлы учета.
— Как потребители относятся к данной инициативе, были ли случаи, когда люди категорически отказывались от счетчиков?
— К сожалению, мы сталкиваемся с отказом наших потребителей от установки счетчиков газа, но установки им не избежать. Согласно Кодексу газораспределительных систем, утвержденного постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015р. № 2494, если потребитель, не обеспеченный счетчиком газа, отказывается от его установки за счет газораспределительного предприятия, то фактический объем потребленного природного газа за календарный месяц будет определяться по граничным объемам потребления природного газа, а именно:
• плита газовая при наличии централизованного горячего водоснабжения — 9,8 куб. м на человека в месяц;
• плита газовая при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя — 18,3 куб. м на человека в месяц;
• плита газовая и водонагреватель — 23,6 куб. м на человека в месяц.
Крайняя мера в случае отказа от установки счетчика — отключение от газоснабжения. И те потребители, которые отказались от счетчика, впоследствии будут вынуждены установить его за свой счет.
— Антон Александрович, давайте более детально остановимся на надомных счетчиках.
— Повторюсь, что надомные узлы учета устанавливаются тем, кто использует газ только для приготовления пищи. Установка надомных узлов учета осуществляется согласно Закону Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» и инициативе НКРЭКУ. И хочу обратить внимание на то, что в указанном Законе нет ни единого упоминания об установке исключительно индивидуальных (поквартирных) счетчиков.
На сегодняшний день в городе Харькове насчитывается 345 тыс. потребителей, которые используют газ только для приготовления пищи (то есть пользуются только газовой плитой) и не обеспечены приборами учета, поэтому обеспечить всех индивидуальными счетчиками до 2018 г. — конца срока, указанного в Законе, будет проблематично.
Поэтому в ІV квартале 2015 года НКРЭКУ определила приоритетной установку общедомовых узлов учета, утвердив в инвестиционной программе ПАО «Харьковгоргаз» на 2016 год установку 2805 надомных приборов учета. Хочу отметить, что сейчас создаются ОСМД и т. д., где балансодержатель (управляющий) согласно Кодексу не может отказать нам в установке надомного узла учета, если это осуществляется за наши средства.
НКРЭКУ в письме, направленном Харьковской областной государственной администрации и мэрии, рекомендовал властям содействовать газораспределительной компании в обеспечении стопроцентного учета природного газа. В свою очередь совместно с администрациями города и области ПАО «Харьковгоргаз» с конца 2015 года начал активную работу в многоэтажках по установке домовых узлов учета.
Данная программа проходит не только в городе Харькове, но и по всей Украине.
— А как будет производиться расчет за потребленный газ по домовым счетчикам?
— Домовые счетчики учитывают общий объем потребленного всеми жильцами дома природного газа. Расчет потребленного газа общедомовым узлом учета будет производиться определенным Порядком проведения расчетов за предоставление населению услуг по газоснабжению в условиях использования общедомового узла учета, утвержденным Постановлением Кабинета Министров № 620 от 16.05.2002 года (с дополнениями). В нем также прописано, что оператор газораспределительных систем (а именно — «Харьковгоргаз») может производить расчеты за потребленный газ по одному узлу учета с потребителями, объединенными в группу домов или квартир многоквартирного дома.
— В нашу редакцию поступают обращения читателей по поводу несоответствия начисленных кубов. С чем это связано и как можно этого избежать?
— Несоответствие в кубах может быть обусловлено несколькими причинами:
• если абонент не выполняет требования Кодекса газораспределительных систем и никогда не передавал показания счетчика;
• если передал показания в середине месяца;
• после закрытия отчетного периода.
Когда ПАО «Харьковгоргаз» вовремя не получает фактические показания счетчика от потребителя согласно методике, утвержденной Кодексом газораспределительных систем, объемы потребляемого природного газа определяются на уровне планового месячного объема потребления в соответствующий период.
Всего этого можно избежать, если выбрать один из способов передачи показаний счетчика:
• через «Личный кабинет», зарегистрировав его на сайте 104. ua. Это самый удобный способ, в нем можно не только передать показания счетчика, но и скачать квитанцию, оплатить ее, не выходя из дома. А самое главное — абонент видит полностью состояние своего лицевого счета;
• отправить письмо на электронную почту: contact@khgor.104.ua;
• путем отправки SMS-сообщения на короткий номер «7104». Формат сообщения:
ХХХХХХХХХХ ХХХХХ,
где ХХХХХХХХХХ — 10 цифр лицевого счета;
ХХХХХ — 5 цифр показаний счетчика;
• с помощью «IVR системы». Для этого необходимо позвонить по телефону контакт-центра 766-51-04 и самостоятельно, без участия оператора, ввести номер лицевого счета и показания счетчика.
А также один из способов — контрольное снятие показаний счетчика, которое контролер осуществляет 1 раз в 6 месяцев, т. е. 2 раза в год. Необходимо строго с 1 по 5 число каждого месяца самостоятельно передавать показания счетчика, а в случае несоответствия показаний счетчика сообщить об этом контролеру, чьи контакты указаны на официальном сайте предприятия. На сегодняшний день в городе Харькове более 138 тыс. домовладений, оборудованных счетчиками природного газа, и ежемесячно мы сталкиваемся с ситуацией, когда от 40 до 60 % абонентов не передают показания счетчика.
— Если абонент увидел в квитанции несоответствие данных, например, кол-во прописанных человек, что делать в таком случае?
— Самое главное — не паниковать. Потребителю в таком случае необходимо взять справку в ЖЭКЕ или ОСМД (в зависимости от вида жилья) о количестве прописанных, зарегистрированных и принести в управление клиентского сервиса по адресам:
ул. Садовая (Чубаря),11— Северное УГХ;
пр. Гагарина, 172а— Южное УГХ;
пр. Индустриальный (Фрунзе), 16— Восточное УГХ.
График приема потребителей:
Понедельник–четверг с 9.00 ч. до 16.00 ч.
Пятница с 9.00 ч. до 15.00 ч.
Перерыв с 12 ч. до 13.00 ч.
Или оставить справку в специальном ящике по этим же адресам, а также в главном управлении по адресу: Москалевская, 57 / 59 или отправить по почте в ПАТ «Харьковгоргаз», ул. Москалевская, 57/59, 61004.
Есть случаи, например, когда прописано 3 человека, а 1 проживает в другом городе или работает, то можно предоставить основную справку о прописанных и справку о месте проживания или работы не проживающего. И на основании этих документов будет сделан перерасчет за потребленный газ за 6‑месячный период.