Воспринимаемы Анкарой как враждебный элемент, сирийские курды рассматриваются Соединенными Штатами в качестве союзника. В попытке примирить эти противоположные позиции вице-президент США Джозефа Байдена приехал в Турцию, где ему попутно пришлось учить свободе слова мэра турецкой столицы. Острыми противоречиями между США и Турцией в курдском вопросе может воспользоваться Москва.
“Ты – неправильный выбор”
Турецко-американские отношения в последнее время переживают непростые времена. Анкару не устраивает ни изменение подхода Вашингтона в отношении Ирана, ни тем более изменение подхода в отношении Сирии. Эрдоган давно выпрашивал у Вашингтона разрешение ввести в Сирию войска и разобраться как с местными курдами, так и, в перспективе, с Асадом, однако получал сначала вялый, а сейчас (после российско-американского рамочного компромисса) и твердый отказ.
Более того, из-за крайне эмоционального поведения Эрдогана скандалы стали выходить и в публичную плоскость. Так, недавно посол США в Турции Джон Басс в достаточно мягких выражениях (все-таки он не в Украине, и не может публично диктовать правительству страны пребывания как себя вести) раскритиковал решение турецких властей арестовать ученых, попросивших Эрдогана прекратить войну против курдов. «Выражение сомнения относительно применения насилия нельзя приравнивать к поддержке терроризма… Критика правительства – это не измена», – заявил посол. Однако мэр турецкой столицы Мелих Гекчек расценил это заявление как грубейшее вмешательство во внутренние дела Турции. «В США полиция стреляет в людей как в груши из-за того, что человек не поднимает рук. А нам ты советуешь терпеть нападения вооруженных террористов на наших полицейских и солдат?», – вопрошал политик. – Нет, мы не будем этого терпеть, уважаемый посол. Ты – неправильный выбор для США. Возвращайся в свою страну, и пусть приедет другой посол, который нас знает».
В ходе своего визита Байден, прежде всего, попытался несколько смягчить позицию посла. Да, он заявил, что на свободу слова покушаться нельзя, что «свободно критиковать так же важно, как свободно дышать», однако дал понять, что поддерживает действия Турции в отношении Курдской рабочей партии. «РПК не менее опасная группировка, это террористическая организация. Ваше правительство пыталось договориться о мире, но безуспешно, и перед вами другого выбора не осталось, но вы должны показать политическую волю к урегулированию проблемы и, конечно, сделать все, чтобы обезопасить своих граждан», – отметил американский вице-президент.
Сделал он и заявление относительно возможной интервенции в Сирию. «Мы знаем, что будет лучше достичь политического решения, но мы готовы, если оно будет невозможно, найти военное решение этой операции и дать отпор “Исламскому государству», – заявил вице-президент США. Некоторые эксперты расценили эти слова как готовность США ввести войска в Сирию, и соотнесли их с заявлениями министра обороны Соединенных Штатов о намерении захватить Ракку. Однако пока о намерении ввода войск говорить рано – ведь полномасштабная операция США в Сирии а) нецелесообразна с точки зрения президентской кампании в США и б) вызовет серьезное обострение отношений с Россией и, особенно, с Ираном. На деле Вашингтон и Анкара, судя по всему, договорились об увеличении помощи суннитским группировкам в Сирии, которые в рамках послевоенной федеральной Сирии будут выступать как противовес Асаду и Ирану.
Нерукопожатные курды
Однако самой острой темой, по всей видимости, были сирийские курды. Ни для кого не секрет, что эти курды воспринимаются в Анкаре как абсолютно враждебный элемент. Настолько враждебный, что Турция, судя по слухам, намерена выйти из переговоров по урегулированию в Сирии, если делегация сирийских курдов присоединится к мирной конференции в Женеве. Соединенные Штаты же, как известно, наоборот хотят сделать ставку на курдов. И если они пойдут на поводу у турецких требований, то непонятно, как при таком подходе американцы намерены создавать свою базу на курдских территориях (западные СМИ пишут, что на месте уже дислоцирован небольшой отряд армии США и там проводятся работы) или использовать курдские войска для того, чтобы взять Ракку. Более того, не исключено, что в случае подобной «сдачи» со стороны американцев сирийские курды, которые пока не определились с кем дальше дружить, окончательно повернутся в сторону Ирана, Сирии и России.
Судя по всему, Соединенные Штаты все-таки заставят турецкое руководство пойти на уступки сирийским курдам, однако процесс укрепления позиций той же Москвы на территории сирийского Курдистана уже начался. Так, Турция выразила крайне серьезное опасение относительно возможных планов России по размещению в Сирии еще одной военно-воздушной базы (возле города эль-Камышлы, аккурат на стыке турецкой, сирийской и иракской границ). Эрдоган заявил, что Турция не потерпит размещение российских войск «вдоль территории, простирающейся от границы с Ираком до Средиземного моря». Его настроения понятны, если вспомнить, что господствующей внешнеполитической идеологией эрдогановской Турции является неоосманизм, в рамках которого все бывшее пространство Османской империи рассматривается Турцией как ее сфера влияния.
Более того, в рамках существующей модели международных отношений турецкие претензии могли бы иметь перспективу – но только в том случае, если бы Анкара имела достаточно ресурсов для того, чтобы их отстаивать. А ресурсов этих нет. Крайне нервная и эмоциональная турецкая политика (как внешняя, так и внутренняя) ведет Турцию к региональной изоляции и возвращает ее к тому статусу, который у нее был до прихода Эрдогана – надежного проводника американских интересов в регионе. Что американцев, между прочим, полностью устраивает.
Источник: Эксперт-онлайн
Подготовила Елена Друбич