“1 декабря, через час после начала министерской встречи, Россия неожиданно выдвинула новое предложение – новый текст, которого раньше никто не видел”, – рассказал в недавнем интервью руководитель торгового отдела представительства ЕС в Украине Ник Бёрдж.
Он не стал пересказывать детали предложения РФ, пояснив, что документ новый. Но на самом деле в ЕС прекрасно знают о содержании российских предложений. Просто не готовы говорить о них на диктофон.
Коллеги Ника в Брюсселе признаются – они шокированы требованиями РФ.
“Когда Сесилия (Мальмстрем, еврокомиссар по вопросам торговли. – ЕП) увидела один из пунктов, она была поражена наглостью (российской стороны). То, что писали в СМИ – правда: Россия хочет, чтобы Украина присоединилась к торговым запретам РФ против Евросоюза”, – рассказал один из собеседников ЕП.
Напомним, еще 1 декабря ЕвроПравда со ссылкой на министра Климкина сообщила об одном из новых требований Москвы – Кремль хочет, чтобы Киев применял в торговле с ЕС… такие же запреты, которые действуют в торговле РФ-ЕС.
Эти слова министра вызвали дипломатический скандал – российский министр обвинил своего украинского коллегу во лжи.
А 8 декабря в Брюсселе состоялся новый раунд трехсторонних консультаций, на техническом уровне.
Корреспондент ЕвроПравды получил возможность ознакомиться в Брюсселе с документами, которые стороны передали друг другу для переговоров – и на встрече 1 декабря, и к консультациям в этот вторник.
Так мы нашли документальное подтверждение: скандальное требование РФ действительно было, и остается в силе. Даже больше – этот пункт еще не худший из того, что требует Россия.
Но сначала – о самом резонансном. В новых предложениях Москвы, датированных 7 декабря, этот пункт дословно звучит так (он несколько изменен по сравнению с редакцией недельной давности):
“Ukraine shall comply with existing in the Russian Federation bans and restrictions imposed by the Russian Federation on import and transit of the regulated products in accordance with Russian registries and notifications”.
Или в переводе:
“Украина должна отвечать требованиям существующих запретов и ограничений, наложенных Российской Федерацией на импорт и экспорт регулируемых товаров (речь идет о сельхозпродукции. – ЕП) в соответствии с российскими реестрами и нотификациями”.
Требование довольно размытое, поэтому стороны трактуют его по-разному, рассказали участники переговоров. Россияне говорят, что речь идет о точечных запретах импорта из отдельных стран, которые вводит Россельхознадзор.
Представители Еврокомиссии и украинского правительства считают, что с такой формулировкой Украине придется применить также российские секторальные санкции против ЕС (это ведь тоже подпадает под определение import bans and restrictions).
В любом случае, Киев категорически против того, чтобы подчиняться решению российских госорганов об ограничении торговли с ЕС.
Прощай, законодательство
Между тем, наиболее конфликтным пунктом оказалось не это предложение РФ.
Ключевые споры развернулись вокруг статуса документа.
Россия требует, чтобы по итогам консультаций был принят межправительственный “Юридически обязывающий протокол”.
Именно так он назван в российском проекте.
Вместе с тем, Украина и ЕС предлагают другой формат – “Совместное министерское заявление”, то есть политический, а не юридический документ.
Причем формально у Москвы нет оснований обвинять Киев и Брюссель в нежелании брать на себя обязательства. Аргументы против российской идеи – другие. ЕК объясняет, что по внутренним европейскими процедурам для утверждение межправительственного договора нужно минимум полгода после того, как его содержание будет согласовано.
А этого времени нет, переговоры должны завершиться до конца декабря.
Конечно, название и статус – далеко не единственная проблема данного документа. Формально россияне предлагают не новый проект итогового документа, а предложения к проекту, подготовленного ЕС. Вместе с тем на практике от первоначального проекта остаются только названия разделов и несколько абзацев, все остальное российская делегация вычеркивает и предлагает новое содержание.
Причем россияне и не ищут компромисс.
Сравнение российских проектов от 1 и 7 декабря свидетельствует, что со временем требования РФ только усиливаются.
Показательный пример – блок “Технические барьеры торговли”, который регулирует условия для свободной торговли промышленными товарами.
РФ предлагает, чтобы Киев отказался от сближения своих стандартов с европейскими.
Даже в тех сферах, где такие технические регламенты уже приняты.
Согласно проекту Москвы, в промышленности надо вернуть старые нормы украинского нормативного поля, не совместимые с европейскими! По требованию РФ, Киев должен восстановить все ГОСТы и ДСТУ, которые действовали по состоянию на весну 2014 года.
Россия ранее уже определила и согласовала с ЕС и Украиной семь промышленных категорий, интересующие ее больше всего (преимущественно в сфере машиностроения). В них неевропейские нормы должны храниться “до 2025 года”, а в других – “на срок до 5 лет”.
И, напоследок, для российских товаров, которые поставляются на территорию Украины, предлагается пожизненно (ведь дата завершения периода не указана) применять не украинские стандарты, адаптированные к требованиям ЕС, а “техническое регулирование и фитосанитарные стандарты СНГ”.
То есть мы должны забыть о европейских стандартах и для промтоваров, и для продовольственной продукции!
Отдельно стоит обратить внимание на раздел, посвященный энергетике.
Запросы РФ – фантастические. РФ требует, чтобы Украина отказалась от своих международных обязательств, включая давно ратифицированный договор о присоединении к энергетическому сообществу, и не применяла новое законодательство (в частности, закон о рынке газа) к договорным отношениям с “Газпромом”.
Более того, европейские операторы, по предложению России, должны отказаться применять “третий энергопакет” в существующих газовых контрактах с РФ.
Конечно, слово “Газпром” там не употребляется – это правило, по предложению РФ, должно применяться ко всем без исключения контрактам с российскими компаниями “по поставке и транспортировке энергетических ресурсов”.
Включая электроэнергетику.
В случае согласия Украины и ЕС на все перечиленные требования Российская Федерация готова отказаться от своего намерения ввести с 1 января экономические санкции против Украины.
“На основании вышеизложенного Россия и Украина гарантируют друг другу продление преференциального режима торговли, согласно Зоне свободной торговли в рамках СНГ, после 1 января 2016 года”, – говорится в последнем проекте российских предложений.
Что же происходило на переговорах в Брюсселе?
Трехсторонние консультации Украина–ЕС–РФ всегда проходят в закрытом режиме, но по рассказам источников “Европейская правда” восстановила общую картину.
Встреча началась рано утром 8 декабря и продолжалась до позднего вечера, хотя по плану должна была завершиться вскоре после обеда.
Дело в том, что украинская делегация вела себя “нетипично”.
Если обычно чиновники отвергают российские предложения, то в этот вторник украинцы работали “в режиме максимальной лояльности”.
Нет, конечно, мы не согласились на российские предложения, цель которых – уничтожить Соглашение об ассоциации (суть и текст этих предложений – ниже). Но по каждому пункту московской делегации Киев… предлагал альтернативу – как можно “снять озабоченности” Москвы по-другому. И россиянам приходилось все время доказывать, что их вариант – лучше.
А с некоторыми предложениями россиян Киев даже согласился – так, наши чиновники готовы прописать в украинском документе норму о том, что российские инвесторы в Украине не будут в худших условиях, чем другие иностранные бизнес-представители.
На самом деле эти переговоры выглядят комично. Ведь ни одна из сторон – ни ЕС, ни Украина, ни Россия – не верят в их успех.
В Москве даже объявили об этом официально.
“Шансов, что мы договоримся, на мой взгляд, почти никаких. Но мы упорно до самого конца декабря будем пытаться договориться, чтобы пройти этот путь до конца и чтобы продемонстрировать, что мы, если о чем-то договариваемся, то мы все делаем”, – заявил в среду Дмитрий Медведев.
В ЕС, напротив, предупредили: как только РФ введет торговые санкции в отношении Украины (а это должно произойти 1 января), трехсторонние переговоры будут остановлены, поскольку потеряют смысл.
Так зачем же нужен этот спектакль?
Ответ очевиден.
Ни одна из сторон не хочет получить ярлык козла отпущения, “виновного” в срыве переговоров. Речь идет прежде всего об имидже в Европе. В том числе среди чиновников стран-членов ЕС.
Именно поэтому последний раунд переговоров был особенно важным – собеседники ЕвроПравды говорят, что на них присутствовали представители посольств многих европейских стран.
Они увидели, что аргументы Москвы противоречат юридической практике и логике (к примеру, требования РФ подписать трехсторонний обязывающий документ до конца года, хотя это невозможно в принципе!). А еще – услышали, что позиция Еврокомиссии и Украины вполне совпадает. А также – что Киев предлагает альтернативные пути выхода из кризиса (пусть даже все понимают, что компромисс не будет найден).
Так что на этих торговых консультациях (которые на самом деле являются пиар-игрой, blame game) Украина пока выходит победителем.
Правда, итог для двусторонней торговли от этого не изменится.
1 января 2016 года Россия введет против Украины торговые санкции. А мы перейдем к новому уровню конфликта в отношениях со страной-агрессором.
Источник: Европейская правда
Подготовила Елена Друбич