Что ждет Сирию. Расклад сил и прогнозы экспертов
Россия приступила к проведению в Сирии воздушной операции. В среду, 30 сентября, самолеты российских воздушно-космических си уже нанесли первые удары по позициям противников президента страны Башара Асада.
По данным российского оборонного ведомства в среду было совершено около 20 вылетов. Министр обороны РФ Сергей Шойгу утверждает, что в ходе воздушной операции в Сирии, самолеты российских ВКС наносят удары позициям террористов ИГИЛ.
Вместе с тем, ряд СМИ со ссылкой на различные официальные источники сообщают, что Москва нанесла удары по территориям, которые не контролировались террористами “Исламского государства”.
В частности, как сообщает агентство AFP со ссылкой на источник в сирийских спецслужбах, российская и сирийская авиация нанесли многочисленные в провинциях Хама, Хомс и Латакия.
Во всех этих провинциях в настоящее время идет противостояние между войсками Асада и бойцами так называемой антиправительственной коалиции.
Министр обороны США Эштон Картер уже заявил, что Россия, вероятно, нанесла авиаудары не по позициям “Исламского государства”. “Представляется, что удары были нанесены по тем районам, где не было сторонников ИГИЛ”, – передает слова Картера AFP.
Глава Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКОРС) Халед Ходжа сообщил, что в результате атаки российских самолетов в Сирии погибли 36 мирных граждан.
По всей видимости, как отмечают эксперты, в Сирии главной целью РФ является не уничтожение ИГИЛ, а сохранение режима Асада.
Как известно, международная коалиция во главе США долгое время настаивала на немедленном смещении Башара Асада, поддерживая повстанцев (умеренную оппозицию). РФ, напротив, выступила в поддержку сирийского президента. И в течение последних недель значительно нарастила свое военное присутствие в Сирии.
Как отмечали многие эксперты, именно вопрос будущего Асада стал главным камнем преткновения в переговорах Путина с Обамой на Генассамблее ООН – договоренности о широкой международной коалиции (с такой инициативой выступил президент РФ) так и не было достигнуто.
Вместе с тем, в США несколько смягчили свою позиции по отношении сирийского диктатора. По словам Госсекретаря Джона Керри, если раньше США требовали немедленного ухода Асада в отставку, то теперь согласны на постепенный, “управляемый уход”. Путин же ранее заявлял, что Асад готов к внеочередным парламентским выборам и может поделиться властью со “здоровой” оппозицией.
Вместе с тем, пока каких-либо конкретных договоренностей по этому вопросу нет, и в Сирии продолжаются боевые действия.
Мы решили проанализировать, позиции ключевых игроков в сирийском военном конфликте и как последние действия РФ в этом регионе смогут повлиять на ситуацию.
Позиции Асада и РФ
На начало гражданской войны (лето 2011 года) правительственная армия Сирии насчитывала порядка 325 тысяч человек. В настоящее время численность верных Асаду вооруженных сил, по разным оценкам, составляет около 150 тысяч человек. Также были сформированы Национальные силы обороны – ополчение из национальных и религиозных меньшинств (алавитов, христиан, друзов, армян) численностью до 60 тысяч человек. По информации СМИ, на вооружении сирийской армии находится порядка 4-5 тысяч танков, 50-100 самолетов, системы ПВО и С-300. Сколько и какого точно вооружения сегодня есть у сирийской армии, сказать сложно, поскольку детали поставок оружия (в основном российского) не раскрываются.
В то же время на днях командующий Вооруженными Силами США в Европе, Главнокомандующий ОВС НАТО в Европе, генерал Филипп Бридлав отметил, что на северо-востоке Сирии появились новейшие российские зенитно-ракетные комплексы “Тор” (по классификации НАТО – SA15) и “Панцирь-С1” (SA-22 Greyhound).
На стороне правительственных войск воюет ливанская организации “Хезболла” (военизированная ливанская шиитская организация). По разным оценкам, ее численность составляет не более 4 тысяч человек – так называемое “ядра”, также насчитывается около 11 тысяч резервистов.
Как отмечают СМИ, бойцы “Хезболлы” хорошо обучены и организованы, они не только сами участвуют в боевых действиях, но и работают инструкторами в сирийском ополчении. Ударное “ядро” организации неоднократно оказывалось на острие наступлений правительственных войск с очень хорошими результатами.
Правительству Асада удается контролировать крупнейшие города Дамаск, Хомс и Аллепо, а так же стратегические гавани Тартус и Латакию. Фактически, войска Асада контролируют половину северо-западных регионов, включая побережье, а также часть юго-запада страны. Как отмечают СМИ, это все го лишь 20% от всей территории Сирии, однако это наиболее заселенные районы страны.
Кроме того в июне 2015 года Асад заключил союз с курдскими регионалистами, которые контролируют северо-восточные области страны. По оценкам СМИ, курдские группировки могут насчитывать 60-100 тысяч человек и имеют на вооружении 200-250 единиц тяжелой техники.
Россия заявляет, что пока не намерена проводить никаких наземных операций в Сирии, и будет осуществлять поддержку войскам Асада только с воздуха. Точное количество задействованных летательных средств в РФ не раскрывают.
Как известно, с 1971 года в портовом сирийском городе Тартусе находился пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. После распада Союза, эта база досталась РФ. В настоящее время различные источники сообщают, что РФ начало строительство еще одной военной базы на севере Сирии – в городе в городе Латакии, одном из главных опорных пунктов президента.
По информации СМИ, в Латакии развернуто не менее 28 российских ударных самолетов. Авиагруппа состоит из фронтовых бомбардировщиков Су-24М и Су-34, штурмовиков Су-25СМ, многоцелевых истребителей Су-30СМ. Также в ней находятся ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые Ми-8, которые состоят на вооружении Воздушно-космических сил России.
По мнению экспертов, авиационная поддержка РФ, безусловно укрепит позиции армии Асада, но переломной роли в военной конфликте в Сирии не сыграет.
“Это не поможет, а только будет усиливать противостояние. Те силы, которые они (россияне) туда направили, они не смогут переломить ситуацию. РФ просто хочет заявить, что она остается большим геополитическим игроком”, – сказал Сегодня.ua украинский военный лётчик 1-го класса, полковник Воздушных Сил Украины Юлий Мамчур.
Вместе с тем, как отмечает экс-спикер МИД Украины Олег Волошин, РФ в Сирии демонстрирует, что располагает дееспособными боевыми частями.
“Российские войска провели быстрое развертывание в Сирии – всего за несколько недель. Мало какая армия мира, наверное, только американская, способна на подобные развертывания. Это показывает дееспособность российских вооруженных сил. Хотя бы их части”, – сказал он Сегодня.ua.
Как известно, Асад официально обратился к РФ с просьбой направить в Сирию войска.
Отметим, что в Сирии Асаду приходится воевать сразу с несколькими противниками – это группировки повстанцев (антиасадовской коалиции) и боевики ИГИЛ.
Антиасадовская коалиция
Оценить численность и боевую мощь повстанцев, воюющих с Асадом, довольно сложно, поскольку оппозиция расколота на различные группировки – от сравнительно умеренных до радикальных.
Среди них эксперты выделяют Свободную сирийскую армию (ССА), в которой немало перебежчиков из регулярной сирийской армии. Она контролирует часть провинции Идлиб, часть Алеппо, пригороды Хомса, часть Голанских высот, окрестности г. Дераа (на границе с Иорданией), пригороды Дамаска, а также территории, граничащие с Ливаном. Численность ССА оценивается от 30 до 50 тысяч человек.
ССА считается т.н. “умеренной” оппозицией и именно на эту силу делает ставку Белый дом и некоторые европейские державы. Как сообщается, именно эта группировка получала вооружение от западных стран, а летом 2012 г. для ССА были осуществлены поставки ПЗРК из Турции.
Осенью 2013 года из ССА вышли ряд радикальных группировок, образовав новую силу, получившую впоследствии наименование “Исламский фронт”. В настоящее время ИФ объединяет многие группировки более умеренного, нежели ИГИЛ. Это объединение контролирует территории к востоку от гг. Алеппо, Джиср аш-Шагур, Аазаз, Мааррат ан-Нуаман. Также под их контролем находится определенная часть территорий, граничащих с Турцией (в частности, пограничные пункты Баб аль-Хава и Баб ас-Салам). Следует отметить, что ИФ находится во враждебных отношениях с ССА и часто вступает с ней в столкновения.
Общее количество боевиков ИФ на декабрь 2013 года оценивалось приблизительно в 50 тыс. человек.
Еще одна группировка “Джабхат ан-Нусра”, являющаяся филиалом “Аль-Каиды” в Сирии, держит под контролем часть провинции Идлиб (считается, что штаб группировки находится именно здесь – в г. Харем), а также большую часть Голанских высот, включая г. Кунейтра (граница с Израилем). Таким образом, можно сказать, что группировка, фактически, соседствует с ССА. При этом между двумя сторонами то и дело возникают кровопролитные военные столкновения. Количество боевиков “Ан-Нусры” оценивается приблизительно в 6 тыс. человек.
ИГИЛ
Оценки численности армии боевиков ИГИЛ очень разняться от 30 до 200 тысяч человек. Однако ряд экспертов и СМИ отмечают, стратегическое “ядро” боевиков “Исламского государства” не превышает 50 тысяч человек. Но это профессиональные воины джихада. Так как ИГИЛ воюет на только в Сирии, но и в Ираке, сказать сколько именно джихадистов находится в Сирии, очень трудно.
По различным данным, на вооружении боевиков состоит около 70-100 единиц тяжелой бронетехники и 2-2,5 тысяч военных автомобилей. Вместе с тем, каких-либо подтвержденных данных о наличии у террористов средств противовоздушной обороны пока нет.
Сейчас столкновения между правительственной армией и передовыми отрядами ИГИЛ идут в основном восточнее Хомса, а крупные города, попавшие под власть джихадистов, – Дей-эз-Зор и Рака – расположены через пустыню, и сведений оттуда не поступает. Постоянные стычки в предгорьях с курдами удерживают ИГИЛ от продвижения в сторону Турции. При этом эксперты указывают на то, что большая часть территории, подконтрольная ИГИЛ – это пустыня.
Международная коалиция во главе с США
В августе 2014 года международная коалиция во главе с США начала военную операцию “Непоколебимая решимость”. Согласно отчету министерства обороны США в период 2014-2015 в нанесении авиационных ударов были задействованы ВВС США, Австралии, Канады, Дании, Франции, Иордании, Нидерландов, Великобритании, Бахрейна, Саудовской Аравии и ОАЭ. Помимо этого в уничтожении инфраструктуры исламистов привлекались корабли ВМС США, развёрнутые в акватории Красного моря и Персидского залива.
По данным на 20 августа 2015 года было проведено 6 228 авиаударов, из которых 3 847 пришлись на территорию Ирака, a 2 381 – по территории Сирии. По данным на 7-е августа 2015 года было уничтожено более 10 тысяч целей, из которых 119 танков, 340 лёгких грузовиков HMMWV, 2 577 огневых позиций и т.д. Полная стоимость операции к 31-му июля 2015 года достигла 3,5 млрд. долларов, что в среднем составляет 9,8 млн. долларов в день в течении 357 дней операции.
Общая численность войск США и союзников по НАТО, по оценкам СМИ, составляет 40 тысяч человек. В операциях задействовано около 100 самолетов.
Для своих операция на Ближнем Востоке США используют 9 баз: по 3 в Ираке и Катаре, 2 в Кувейте и 1 в Турции. Великобритания и Франция используют базу на Кипре.
Что ждет Ближний Восток
В настоящее время, как отмечают эксперты ни одна из сторон, участвующих в военном конфликте, не сможет достичь военного превосходства, а серьезно изменить ситуацию сможет только широкомасштабная военная операция.
“Бомбардировки, как мы помним из истории, не приводят к какому-то определенному результату, если не будет наземной операции”, – отмечает Юлий Мамуч.
Но все же важную роль для достижения победы они играют, отмечает экс-замглавы Генштаба ВСУ Игорь Романенко. “С воздуха все решить вряд ли получится. Но напомню, что первая Иракская война, условно говоря, длилась два месяца и четыре дня. Два месяца было воздействие воздушной силы по Ираку, а затем за 4 дня сухопутные войска зашли туда, куда им разрешили политики. И Садам пошел на уступки, и все остановилось”, – пояснил он Сегодня.ua.
Как известно, ни США, ни РФ пока проводить наземную операцию в Сирии не собираются.
Эксперты это поясняют тем, что, несмотря на оперативное развертывание авиагруппы в Сирии, военные возможности РФ все же ограничены – в том числе и из-за конфликта на Донбассе. Да, и перебросить в Сирию все свои боеспособные подразделения Путин вряд ли решиться.
С другой стороны Обама хочет войти в историю, как президент мира, и также не намерен идти на решительные действия в ситуации с Сирией и ИГИЛ.
Более того даже проведение широкомасштабной операции гарантии на победу, не дает, отмечают эксперты.
“С учетом того, что мировые лидеры поддерживают разные действующие стороны (в этом конфликте), они не дадут кому-либо победить и поэтому, скорее всего, военным путем вряд ли удастся решить там вопрос, надо будет выходить на переговоры”, – сказал Игорь Романенко.
При этом эксперты также отмечают, что даже при консолидированной позиции по борьбе с ИГИЛ уничтожить в краткосрочной перспективе это объединение не представляется возможным. “Там серьезная идеологическая основа. К примеру, Талибан, с которым борется США, уже существует достаточно долго. У направления крайнего мусульманства достаточно много сторонников”, – пояснил Игорь Романенко.
Пока же, как отмечают эксперты Института исследования войн (США), своими последними действиями в Сирии Россия, фактически, нанесла удар по возможностям США и союзников проводить воздушные операции на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, Москва попытается продолжить работу по укреплению военно-политической оси Сирия-Иран-Россия, и США в данной ситуации нужно, либо принять геополитические изменения на Ближнем Востоке, либо же “задушить в зародыше” попытки изменить расклад сил в регионе.
Источник: Сегодня
Подготовила Елена Друбич