Если углубиться в суть законов, то можно понять, что по идее авторов они должны быть направлены на осуждение коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов как преступных на законодательном уровне, введение запрета на публичное отрицание преступного характера этих тоталитарных режимов, запрета публичного использования и пропаганды их символики, введение обязанности государства осуществлять расследование и обнародование информации о преступлениях, совершенных представителями этих тоталитарных режимов. Все эти действия, как они считают, станут залогом недопущения повторения таких преступлений тоталитарных режимов в будущем.
Народный депутат Украины Анатолий Денисенко имеет весьма четкую позицию по данной проблеме. Принятые парламентом по сокращенной, без обсуждения, процедуре законы он считает «большой ошибкой». «В период экономического кризиса государство должно беспокоиться о благополучии социально незащищенных слоев населения, а не тратить деньги на переименование улиц и снос памятников прошлого. В истории нашей страны происходили как позитивные, так и негативные события, и пытаться «исправить» их уже сейчас каким-либо запретом, я полагаю, было бы неправильно и несвоевременно», — подчеркивает Анатолий Денисенко.
Поставив во главу угла идеологическую подоплеку, Верховная Рада Украины, при рассмотрении данных законопроектов, пренебрегла основным для ее работы Законом Украины «Про регламент Верховной Рады Украины». Прописанные в этом законе нормы по срокам регистрации и порядке рассмотрения законопроектов не были учтены, и проекты были включены в повестку дня пленарного заседания за день до того, как было проведено заседание профильного комитета, который рекомендовал вынести законопроект в сессионный зал. Помимо таких нарушений регламента, инициаторы законопроектов получили замечания от Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины по документам с рекомендациями об их доработке. Характер высказанных замечаний свидетельствует о том, что указанные законопроекты содержат серьезные недостатки, без устранения которых невозможно ни понять смысл законопроекта, ни должным образом применять нормы законопроекта. Более того, некоторые нормы законопроектов, судя из текста заключений, напрямую противоречат Конституции. Таким образом, вопрос о легитимности неправомерных решений Верховной Рады нужно ставить перед Конституционным Судом.
Анатолий Денисенко является членом инициативной группы народных депутатов, которая подготовила и подала в Конституционный Суд Украины конституционные представления по трем законам в связи с нарушением установленной Конституцией Украины процедуры их рассмотрения и принятия, а именно: «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», «Про увековечение победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939–1945 годов», «Про правовой статус и чествование памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке».
«По сути, законы, которые политизируют историю, да еще и приняты с нарушениями Конституции, не подлежат исполнению. Мы будем добиваться отмены этих неправомерных законов», — подытожил народный депутат.