ЕС и последний диктатор Европы
ЕС играет ключевую роль в поддержании правления в Белоруссии Александра Лукашенко, которого часто называют «последним диктатором Европы», заявил один из лидеров оппозиции страны, проведший год в тюрьме, пишет The Guardian.
Всем 28 министрам иностранных дел стран ЕС на этой неделе был передан программный документ, вместе с письмом, призывающим министров поддержать расширение санкций против белорусских частных лиц и компаний. Обращение было подписано рядом НКО и активистов, включая Андрея Санникова, который баллотировался на пост президента в 2010 году.
«Европа снова проводит политику взаимодействия, – отметил Санников. – Но политика взаимодействия с диктаторами просто не работает».
«Именно ЕС поддерживает репрессивный аппарат Лукашенко», – утверждает он.
«Санников утверждает, что санкции – это единственный способ заставить белорусский режим освободить оставшихся политзаключенных и сделать необходимые уступки гражданскому обществу: Белоруссия остается единственной в Европе страной, в которой сохранена смертная казнь, а Лукашенко руководит экономикой и политической системой страны в неосоветском стиле», – пишет автор статьи Шон Уолкер.
Санкции ЕС уже действуют в отношении некоторых частных лиц и компаний в Белоруссии, и они должны подвергнуться плановому пересмотру в конце этого месяца. Санников и другие утверждают, что они неэффективны, так как не покрывают основных источников дохода Лукашенко и его режима, поясняет автор.
Активисты, в частности, требуют введения санкций в отношении таких предпринимателей, как Николай Воробей и Александр Шакутин, а также в отношении трех компаний Юрия Чижа, который уже включен в список вместе с большинством своих предприятий. В документе также содержится требование ввести санкции против контролируемых государством компаний по экспорту нефти и калийных удобрений.
Существует и иное, совершенно полярное мнение европейских политиков – политика Лукашенко неприемлема в Европе.
Россия должна ответить на вопрос: как вписывается в Европу страна с такой формой правления, какая существует сегодня в Беларуси, задается вопросом в интервью «Немецкой волне» глава комиссии бундестага по внешней политике Рупрехт Поленц. Он выразил надежду, что и Россия, которая считает себя европейской страной, задумается, нужен ли ей такой друг и ближайший союзник, как Александр Лукашенко.
– Отношения Евросоюза с Беларусью давно уже на точке замерзания. И вот в прошлые выходные – поспешная казнь реальных или мнимых террористов. Могут ли после этого отношения стать еще хуже?
– Да. Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле сказал об этом прямо. Беларусь – единственное государство в Европе, которое приводит в исполнение смертные приговоры. Кроме того, казни предшествовал произвольный, попиравший все нормы правового государства судебный процесс. Признания, на которые опиралось обвинение, были получены под пытками – подсудимые от них отказались. Да и сам факт, что приговоры так быстро были приведены в исполнение, вызывает подозрение: не хитроумный ли это план с целью как можно быстрее назвать виновных в террористическом акте в метро? Между тем, вполне возможно, что за ним стоят совсем другие силы.
– Но что может сделать Евросоюз и Германия, в частности? В начале этого года санкции в отношении Беларуси уже ужесточили. Каким может быть следующий шаг?
– Мы не хотим, чтобы белорусское население расплачивалось за то, что вытворяет Лукашенко – это наша главная задача. Ведь именно белорусы больше всех страдают от режима Лукашенко. Поэтому санкции не должны усугублять их страдания. Напротив, Германия и Евросоюз открывают двери. Мы хотим облегчить визовый режим. Мы собираемся расширить возможности для молодых людей получить образование в Европе. С другой стороны, надо постоянно подчеркивать, что политика, которую проводит Лукашенко, неприемлема в Европе. Вот пример: крупные международные события, такие, как чемпионат мира по хоккею, воспринимаются как награда, как признание заслуг страны-устроительницы. Поэтому и международным спортивным организациям надо задуматься, подходящий ли сейчас момент, чтобы проводить чемпионат в такой стране, как Беларусь.
– Но вернемся к санкциям. Евросоюз заявляет, что арестованы счета тех, на кого опирается режим Лукашенко. Можно полагать, что у Лукашенко и его компании отличные финансовые консультанты, деньги давно отмыты и спрятаны. Чтобы их найти, нужна операция секретных служб?
– Да, вы совершенно правы. Это задача для секретных служб, для криминалистов и финансовых экспертов. Поскольку я ни к одной из этих групп не отношусь, я вам всю механику раскрыть не могу. Но я надеюсь, что они эффективно реализуют санкции.
– Может быть, пора честно признать, что мы, европейцы, на самом деле абсолютно беспомощны? Единственный сосед, который имеет влияние на Лукашенко – это Россия…
– Однако Минск все больше становится обузой и для Москвы. Дело не только в финансах – Минск ведь платит за газ где-то треть той цены, которую Москва требует у Киева. Но Беларусь становится политической и моральной обузой. Российские СМИ, в частности, критически освещали приговор и казнь. Конечно, Россия хочет как можно крепче привязать к себе Беларусь. Однако можно пожелать, чтобы в Москве задумались над тем, хочет ли она видеть в друзьях и ближайших союзниках страну в таком состоянии и с такой формой правления?
– Господин Поленц, правильно ли я вас понял: вы не видите проблемы в том, что санкции Евросоюза толкают Беларусь в объятия Москвы?
– Евросоюз постоянно посылает Минску два сигнала. Во-первых, мы хотим, чтобы в стране была другая форма правления. Во-вторых, мы приглашаем Беларусь к сотрудничеству и готовы ей помочь на пути в Европу. Но решение за Минском. Возможности влияния Евросоюза ограничены. С другой стороны, Россия все время с полным правом подчеркивает, что она – европейская страна. Россияне говорят – мы Европа. Но в таком случае Россия должна ответить на вопрос: а как должна выглядеть Европа, к которой мы принадлежим? И как вписывается в эту Европу страна с такой формой правления, какая существует сегодня в Беларуси?
По материалам: The Guardian, belaruspartisan.org