О существовании списка, включающего “19 индикаторов”, поставлены в известность и украинская власть, и оппозиция, хотя в официальных документах он не фигурирует, пишет газета “КоммерсантЪ-Украина”.
На основании декабрьского решения Совета ЕС были разработаны критерии оценки прогресса Украины. Данный список не имеет официального названия – представители Евросоюза упоминают о нем как о “19 индикаторах” (19 benchmarks) или о “списке Фюле”. “Официально нам этот список не передавали, но я знаю о его существовании. В целом он совпадает с программой реформ Украины”, – подтвердил наличие такого перечня глава МИД Леонид Кожара. В МИДе рассчитывают, что при оценке прогресса, достигнутого Украиной, власть обоснует свои достижения по большинству показателей и в результате убедит Брюссель не придавать первостепенного значения оставшимся нерешенным политическим проблемам.
Глава парламентского комитета по иностранным делам Григорий Немыря (“Батькивщина”) сообщил: “Определены “19 индикаторов”. Штефану Фюле (комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства – ред.) поручено осуществлять мониторинг выполнения этих критериев. Мне известно, что комиссия должна провести два этапа оценивания, последний из них состоится в мае”, – сообщил Немыря.
Он уточнил, что, помимо требований о проведении реформ, в списке есть ключевые для оппозиции политические пункты.
Глава МИД Леонид Кожара со своей стороны отмечает, что среди “19 индикаторов” нет прямого требования об освобождении из заключения экс-премьер-министра Юлии Тимошенко и экс-главы МВД Юрия Луценко. “Фамилий там нет. Там стоит вопрос об избирательном правосудии, но он не персонифицирован”, – заявил глава внешнеполитического ведомства.
В Еврокомиссии подтвердили, что проводят операционную оценку достигнутого Украиной прогресса, но заявили, что не могут предоставить список индикаторов, на который ссылаются украинские политики. “На официальном уровне как такового списка из 19 критериев не существует, но мы проводим постоянный диалог с Украиной по поводу того, что конкретно требуется (от Киева – ред.) для полного соответствия (ожиданиям ЕС – ред.) в трех сферах, определенных декабрьским решением Совета ЕС. Единственным релевантным документом являются выводы Совета ЕС, принятые на уровне глав МИДов”, – сообщил официальный представитель Еврокомиссии Петер Стано.
Три направления работы, о которых идет речь,- решение проблем законодательства о выборах, в частности переход к единому Избирательному кодексу; исправление последствий выборочного правосудия и недопущение новых его случаев; реализация всеобъемлющей программы реформ, предусмотренной повесткой дня ассоциации.
Между тем, в перечне “19 индикаторов” проблемными являются не только пункты, касающиеся политически мотивированных уголовных процессов. Леонид Кожара признал, что и в некоторых других моментах подходы европейской и украинской стороны к оценке качества проводимых реформ различаются.
“По некоторым вопросам нам еще нужно понять и согласовать, что именно от нас требуется. Например, там есть пункт об Избирательном кодексе. Но наша правовая система не допускает кодификации законодательства в этой сфере. Поэтому речь должна идти немного о другом – о реформе существующего законодательства о выборах”, – заявил министр иностранных дел.
Следует отметить, что требование принять Избирательный кодекс, унифицирующий правила проведения всех выборов в стране, выдвигается в адрес Украины на протяжении порядка пяти лет, и ранее неоднократно признавалось, что его принятие – не проблема. Однако Киев предпочитает воздерживаться от этого шага, меняя правила выборов перед началом каждой новой избирательной кампании.
Как сообщалось, Европейский комиссар по вопросам расширения Европейского Союза и европейской политике соседства Штефан Фюле выступит на заседании Верховной Рады сегодня, 7 февраля, во время визита в Украину.