По словам генерального директора МАГАТЭ Юкию Амано, переговоры по ядерной программе страны, которые состоялись в понедельник, 21 мая, в столице Ирана между МАГАТЭ и ИРИ, были «очень полезными», «насыщенными» и прошли в «благоприятной атмосфере», и несмотря на на то, что у сторон остаются вопросы, над которыми еще предстоит работать, Тегеран не считает это серьезным препятствием для подписания соглашения.
«Очевидно, что прогресс, достигнутый в нашем диалоге, окажет положительное влияние на переговорный процесс между Ираном и группой «5 плюс 1», – цитирует Амано ИТАР-ТАСС.
Визит главы МАГАТЭ в Иран предварил саммит «шестерки», который состоится 23 мая в Багдаде. В ходе этой встречи стороны должны попытаться разрешить конфликт дипломатическим путем. США, как заявила госсекретарь Хиллари Клинтон, настроены «скорее, оптимистично2. Главный знаток МАГАТЭ по иранской ядерной программе Герман Накертц также отмечает, что в переговорах с Ираном намечается прогресс.
В свою очередь Иран по результатам переговоров рассчитывает на смягчение экономических санкций: главы МИД 27 стран Евросоюза в конце января одобрили введение эмбарго на поставки нефти из Ирана. В рамках нового пакета санкций предполагается, что к 1 июля все члены ЕС, закупающие нефть у Тегерана, должны будут полностью свернуть импорт из этой страны.
Как сообщает информационное агентство ISNA, иранская делегация во главе с секретарем Высшего совета национальной безопасности Саидом Джалили уже прибыла в иракскую столицу. Тем временем приход других участников переговоров ожидается в среду. Поэтому консультации начнутся лишь во второй половине дня 23 мая и будут продолжены в четверг.
«Шестерка» международных посредников, в которую входят Россия, Великобритания, Германия, Китай, США и Франция, с 2003 года вместе с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. США и ряд других стран Запада подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.