В ответной статье Эштон напомнила, что недавно в публикации в газете «Коммерсант» глава МИД России Сергей Лавров признал, что события на Украине иногда ошибочно рассматриваются как противостояние между Западом и Востоком, как геополитическая игра «кто кого», которая сталкивает один интеграционный процесс с другим. По словам Эштон, министр прав: таково общее восприятие. Но если мы оставим в стороне полемику и сравним видение, изложенное в статье, с видением ЕС, мы сможем найти путь для сближения и взаимодействия.
Эштон заявила, что ЕС и Россия разделяют концепцию создания единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана. Эта концепция может стать реальностью, если реализовывать ее на основе общих ценностей, в том числе на уважении независимости наших соседей и их права следовать своим путем развития.
«Я приветствую заявление министра Лаврова, что процесс евразийской интеграции нацелен на гармонизацию с интеграционным процессом ЕС. Это будет важным шагом вперед, содействующим стабильности и процветанию всех наших соседей», – написала верховный представитель ЕС по внешней политике.
По ее словам, недавний саммит Россия – ЕС дал возможность обсудить все эти вопросы с президентом Путиным. На повестке дня был только один пункт – стратегическое партнерство. Путин подтвердил курс России на содействие стабильности и процветанию наших общих соседей и признал, что «Восточное партнерство» ЕС соответствует этим целям. Но он также выразил определенную обеспокоенность по поводу возможных последствий «Восточного партнерства» для экономических интересов России.
Эштон заверила, что России нечего бояться. «Ее историческим, экономическим и социальным связям с соседями ничто не угрожает. Независимые исследования подтверждают, что соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС не окажет негативного воздействия на торговлю между Россией и Украиной. Принадлежащие россиянам предприятия на Украине выиграют от прямого доступа на внутренний рынок ЕС. А если вдруг окажется, что рост импорта наносит ущерб российской экономике, то эту проблему помогут решить защитные меры в рамках ВТО и существующих соглашений между Украиной и Россией», – написала она.
По словам Эштон, у России уже есть соглашения о свободной торговле почти со всеми ее соседями, в том числе с Украиной. Как и Россия, ЕС – важный торговый партнер в регионе, для многих своих восточных партнеров – ведущий. Поэтому вполне естественно, что ЕС предлагает этим странам соглашение о свободной торговле. Но никого не заставляют выбирать. Эти страны могут одновременно иметь соглашения о свободной торговле с Россией и с ЕС.
При этом, как отметила дипломат, желание России, чтобы большее количество стран присоединилось к Таможенному союзу, – важный фактор. В ЕС понимают это желание.
«И мы считаем, что те страны, которые уже входят в Таможенный союз, также выиграют от более тесных связей с ЕС. Мы настаиваем на том, что необходимо уважать стратегические решения тех или иных стран: те государства, которые могут присоединиться к Таможенному союзу в будущем, должны сделать это по собственной воле», – написала она.
В то же время Эштон добавила, что «ситуация в Украине – приоритет для ЕС. Очевидно, что Украина переживает критический момент. И мы стараемся помочь ей найти выход. В разгар кризиса важно сфокусироваться на решении неотложных задач. И сегодня одна из таких задач – прекращение насилия и запугивания».
«Нет никаких причин, почему ЕС и Россия не должны быть самыми близкими партнерами, двигаясь от партнерства по необходимости к более амбициозному и всестороннему партнерству по предпочтению. Давайте же поддержим демократическую Украину в деле восстановления стабильности», – написала дипломат.
Эштон призвала не рассуждать о сферах влияния, а действовать ответственно, сосредоточиться на поддержке усилий Украины по выходу из кризиса. По ее словам, ЕС и России необходимо поддержать процесс реформ на Украине, «и это поможет нам продвинуться вперед в реализации огромного потенциала нашего партнерства».