В понедельник, 22 февраля, на заседании парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны была обнародована стенограмма заседания СНБО от 28 февраля 2014 года, которое проходило под председательством на тот момент спикера ВРУ, и.о. президента Александра Турчинова.
Именно на том совещании рассматривался вопрос о введение военного положения в стране в связи с началом аннексии Крыма Россией.
Стенограмма заседания была предоставлена по запросу главы Комитет ВР по нацбезопасности, нардепа от “Народного фронта” Сергея Пашинского. Полный текст стенограммы опубликован на сайте СНБО.
Обнародованные данные открывают целый ряд деталей реального положения дел в Украине в первые дни начала агрессии РФ.
“По информации, которая приходит из различных источников, военное руководство РФ реально рассматривает вопрос аннексии АРК”, – заявил во вступительном слове Турчинов.
Докладывая о ситуации в Крыму, на тот момент глава СБУ Валентин Наливайченко среди прочего сообщил, что военнослужащие Черноморского флота РФ берут под контроль аэропорты и транспортную инфраструктуру, при этом среди населения фиксируется массовая поддержка действий России.
Также Наливайченко добавил, что украинские военные и силовики в Крыму деморализованы, многие из них не готовы выполнять приказы или уже предали присягу.
Министр внутренних дел Арсен Аваков, в свою очередь, сообщил, что крымская милиция не намерена противодействовать россиянам.
А на тот момент и.о. министра обороны Игорь Тенюх доложил, что под прикрытием учений происходит концентрация российских войск вдоль всей российско-украинской границы.
“Их цель – не просто демонстрация сил, но реальная подготовка к вторжению на нашу территорию: переход и выполнение боевых задач. На Киевском, Харьковском и Донецком направлениях уже сконцентрировано 38 тыс. человек, 761 единица вооруженной танковой техники, 2200 бронированных машин, 720 артиллерийских систем и залпового огню, также до 40 ударных вертолетов и 90 вертолетов боевого обеспечения и 90 самолетов штурмовой авиации. В акватории Черного моря на боевое дежурство вышло 80 военных кораблей РФ”, – сообщил Тенюх.
Захват объектов, по его информации, осуществляет спецназ, который прошел боевую подготовку в горячих точках РФ.
Тенюх также сообщил, что со всей Украины можно собрать только одну военную группировку численностью около 5 тысяч военнослужащих, способных выполнять боевые задачи.
“Их можем бросить в Крым, но это не решит проблему Крыма. Мы их там просто положим. А что делать с тысячами километров границы и подготовкой России к вторжению? Когда зайдут с утра со стороны Черниговской области, то к вечеру уже в Киеве будут!”, – сказал он.
Так называемые “зеленые человечки” в Крыму. Фото: AFP
На тот момент генпрокурор Олег Махницкий сообщил, что согласно ст.1 закона про оборону, события, которые происходят в Крыму, можно квалифицировать как вооруженное нападение на страну, и есть все правовые основания вводить военное положение.
Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что введение военного положения будет означать фактическое объявление войны России, что как раз и входит в планы Москвы.
“Россия сразу введет войска на материковую Украину. По информации министра обороны, у нас нет сил защитить Киев”, – заявил Яценюк. При этом он сообщил, что на казначейском счету вообще отсутствуют деньги.
“Поэтому мое предложение, уважаемый Александр Валентинович (Турчинов – ред.), в первую очередь попытаться решить как можно быстрее это через политические консультации и через иностранных посредников”, – заявил Яценюк.
Заседание СНБО прервал телефонный звонок Александру Турчинову спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина. “Нарышкин передал мне угрозы от Путина. Они не исключают, как он сказал, принятия жестких решений (относительно) Украины за преследование русских и русскоязычных. Видимо (неразборчивое слово) на принятие решения относительно ввода войск не только в Крым. Передал слова Путина, что если погибнет хоть один русский, – они объявят нас военными преступниками и будут преследовать по всему миру”, – рассказал Турчинов.
Против введения военного положения активно выступила и Юлия Тимошенко, которая также находилась на заседании. “Мы должны сегодня умолять все международное сообщество стать на защиту Украины. Это наша единственная надежда. Ни один танк не должен выехать из казармы, ни один солдат не должен поднять оружие, потому что это будет означать проигрыш. Никакого военного положения и активизации наших войск! Мы должны стать самой мирной нацией на планете, просто вести себя, как голуби мира”, – заявила Тимошенко.
Валентин Наливайченко, в свою очередь, сообщил, и американцы, и немцы – “все в один голос просят не начинать какие-либо активные действия, потому что, по данным их разведок, Путин использует это для начала широкомасштабного сухопутного вторжения”.
В итоге Турчинов поставил вопрос военного положения на голосование. “Кто “ЗА”? Ясно. “ЗА” – один Турчинов. Это означает, что решение не принято”, – приводятся в стенограмме слова Турчинова.
Выбора у СНБО не было, но действовать нужно было решительней
По мнению экспертов, СНБО, не поддержав введение военного положения, поступил правильно, но действовать в Крыму все же надо было решительней.
“Другого выхода (как отказаться от введения военного положения, – ред.) просто не было. Как будто бы военное положение само по себе решает все проблемы. На тот момент – в конце февраля – начале марта 2014 года – у Украины не было силовых ресурсов для того, чтобы военным путем защитить Крым. Не было. Армия был деморализована, фактически разрушена. Силовые структуры СБУ, МВД тоже были деморализованы после Майдана. Это подтвердилось развитием событий на Донбассе”, – сказал глава Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко.
Безусловно, Украина не была готова к полноценному конфликту с РФ, но тем не менее эта ситуация двусмысленности в отношении к действиям России в Крыму сыграла “злую шутку” для Киева, отмечает глава центра “Третий сектор” Андрей Золотарев. “Если бы позиция была сформирована четко: в конфликт не вступаем, но по максимуму материальные ресурсы, технику, корабли выводим. Это позволило бы сохранить значительные материальные средства”, – пояснил он Сегодня.ua.
Политтехнолог, автор книги “Крим. Хроніки “гібридної війни” Тарас Березовец считает, что возможность силового решения проблемы Украиной все же была.
“Окно возможностей было очень узким: 27-28 февраля, когда нужно было отдавать приказ штурмовать здание Верховной Рады Крыма. Тогда еще можно было если не остановить кремлевский сценарий, то хотя бы выиграть больше времени. Но по факту и крымская Альфа, и спецназ ВВ идти на штурм ВР АР Крым категорически отказались. Кроме того, позиция многих фигурантов дела – того же Махницкого, Наливайченко и Тенюха – показывает, и в книге об этом также идет речь, что многие решения не были приняты в силу некомпетентности и даже трусости”, – написал он у себя в facebook.
Пока все было локализовано вокруг крымского парламента, шанс переломить ситуацию был, соглашается Андрей Золотарев. “Возможно, силы хватило бы, но нужно было бы действовать достаточно жестко, решительно и быстро. Но, как видим, о такой решительности речь не шла”, – сказал он.
Но не нужно забывать, что и милиция и СБУ на местах выжидали, кто победит, они не спешили проявлять лояльность новой власти, отмечает Владимир Фесенко. “И новая власть хоть и называлась новой властью, а командовать реально они могли только друг-другом, а не силовыми структурами”, – отметил эксперт.
Стенограмму обнародовали неслучайно
При этом эксперты считают, что стенограмму обнародовали неслучайно, поскольку, как правило, такие документы на суд широкой общественности не выносятся. “Если такие документы всплывают, значит это кому-то нужно”, – отмечает Андрей Золотарев. По его мнению, целью этой публикации может быть дискредитация Яценюка и Тимошенко, но скорее речь больше идет все же о лидере “Батькивщины”.
“Это может происходить в свете того, что Тимошенко переходит в политическое наступление и ее мишенью может оказаться не только Арсений Петрович (Яценюк), но и Петр Алексеевич (Порошенко)”, – пояснил эксперт.
Бывший народный депутат Тарас Черновол, также считает. что история со стенограммой – это сигнал для Тимошенко. “Это давление на Тимошенко, которая стала на тропу войны против Яценюка. Ее решили попугать, поскольку в неопубликованных элементах может быть что-то значительно более компрометирующее – некий шантаж”, – написал он у себя в facebook. Косвенно, по его мнению, такой вариант подтверждает тот факт, что сегодня на пресс-конференции Тимошенко ультимативно запретила журналистам спрашивать о чем либо кроме темы отставки КМУ.
В то же время Владимир Фесенко считает, что вряд ли история с заседанием СНБО как-то сильно может ударить по политическим позиция лидера “Батькивщины”.
Но использоваться эта во внутриполитической борьбе будет, прогнозирует Тарас Березовец. “В любом случае, нужно оставить иллюзии, что Украина могла вступить в военное противостояние с РФ в феврале-марте 2014 года, т.к. для этого элементарно не было ресурсов. Что не отменяет факта того, что необходимо провести тщательное расследование бездеятельности руководства Минобороны, ГПУ, СБУ и ряда членов СНБО”, – отметил эксперт.
Источник: Сегодня
Подготовила Елена Друбич